0
897
Газета Музыка Интернет-версия

24.09.2002 00:00:00

Уроки музыки и жизни

Тэги: ростропович, концерт, урок


Последние годы Ростропович регулярно наведывается в столицу, хотя его визиты, как правило, полностью лишены оттенка публичности - со времен печальной истории с московской критикой, скептически отнесшейся к одному из его проектов (опера "Видения Иоанна Грозного" Слонимского), он дал себе завет не давать здесь концертов. Поэтому тот факт, что его имя неожиданно возникло на красно-синей филармонической афише, для многих был сродни чуду - неужели все-таки Ростропович играет?

Нет, не играет. Но дает играть другим. Оправившись от первоначального шока, вы могли прочесть, что Ростропович дает публичный мастер-класс в Малом зале консерватории, что в принципе равносильно его концерту. Организаторы предусмотрительно сделали свободный вход, и в Малом зале состоялся первый переаншлаг за сезон.

Сам жанр открытого, или публичного, мастер-класса содержит в себе элемент парадокса. Общение двух музыкантов - один из которых выступает в роли ведомого, другой - в роли ведущего - процесс достаточно интимный, не терпит суеты и одинаково важен для обоих. Публика, по существу, является "третьим лишним": она отнимает не только определенное количество кубометров воздуха, но и требует внимания к себе, переосмысливая ситуацию будничного урока в концертную. Посему педагог должен действовать на два фронта - напутствовать музыкальными мудростями ученика и, как бы пошло это ни звучало, развлекать публику.

Не лукавя можно сказать, что для этой сложной и виртуозной роли мало кто подходит больше Мстислава Ростроповича. Маэстро блестяще владеет сценическим временем, не смотря при этом часы, - позволяя себе увлеченно рассказывать байки из собственной жизни (как относящиеся к делу, так и не относящиеся), но затем виртуозно сворачивая назад к проблемам голосоведения и фразировки, наличествующим у данного участника мастер-классов. Однако за тщательно выстраиваемой им драматургией соотношения "мыслей по поводу" и лирических отступлений проступает то, что составляет едва ли не основной интерес у стороннего наблюдателя, - профессиональная оценка действий того, кто выступает в роли ведомого. А это уже зависит от того, насколько хорош ведомый. Открывшим мастер-класс виолончелистам Евгению Тонхе и пианисту Святославу Липсу в награду за не совсем добросовестный ансамбль досталась самая внушительная порция житейских историй из биографии маэстро (никак не связанных с исполнявшейся ми-минорной сонатой Брамса). Судя по тому, что пришлось увидеть, Ростроповичу гораздо интереснее предаваться воспоминаниям, нежели копаться в профессиональных недочетах своих юных коллег. Несколько больше повезло "Twins-квартету", завершившему мастер-класс Восьмым квартетом Шостаковича, - времени оставалось совсем немного, и легендарный ментор был корректен и деловит, хотя пересыпал диалог с музыкантами своими привычными шутками. Казалось бы, благодаря этим двум примерам все детали общения виолончелиста с меньшими собратьями были абсолютно прояснены, и впечатление в целом и в частности уже сложилось. Однако все карты спутала выпускница консерватории, пианистка Татьяна Мичко, на двадцать минут своего исполнения Восьмой сонаты Прокофьева потеснившая маэстро со сцены в буквальном и в переносном смысле этого слова. Пожалуй, ее единственную из участников мастер-классов нельзя было однозначно назвать ведомой - обаятельным байкам про Прокофьева она противопоставила свою безупречно логичную, насыщенную интереснейшими подробностями интерпретацию одного из самых заковыристых прокофьевских опусов. Оценив происшедшее, Ростропович резко поменял тактику общения и начал скрупулезную работу - может, не столь интересную для публики, но именно такую, какая происходит между двумя серьезными музыкантами в процессе подлинной работы. Пару раз бросив несколько острот, он погрузился в Восьмую сонату - пожалуй, за эти несколько минут произошло больше, чем за все оставшееся время.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Российское общество радикально изменилось после начала СВО

Российское общество радикально изменилось после начала СВО

Ольга Соловьева

Население впервые испытывает прилив самостоятельности и личной инициативы, отмечают социологи

0
1788
Поддерживать высокие нефтяные цены становится все труднее

Поддерживать высокие нефтяные цены становится все труднее

Михаил Сергеев

Прозападные аналитики обвинили Россию в нарушении квот соглашения ОПЕК+

0
1820
Полноценное питание зависит от кошелька

Полноценное питание зависит от кошелька

Анастасия Башкатова

От четверти до трети населения не имеют доступа к полезным продуктам ни физически, ни финансово

0
1537
Россия планирует импортировать картофель из-за роста спроса на него

Россия планирует импортировать картофель из-за роста спроса на него

  

0
954

Другие новости