Играть музыку определенной эпохи на инструментах соответствующего времени, то есть заниматься аутентичным исполнительством, - одно из самых модных, востребованных и любимых сейчас музыкантами занятий. В консерватории несколько лет назад был создан специальный факультет, который придумал и возглавил Алексей Борисович Любимов. Целые толпы влюбленных в него и в факультет студентов атакуют европейские архивы, знаменитых иностранных мастеров музыкальных инструментов, учатся играть на барочных гобоях, скрипках, обращаться со специальными жирными струнами и с удовольствием причисляют себя к своеобразной новой волне российских исполнителей. Безусловно, в России эта область музицирования развита пока несравнимо меньше, чем на Западе. Однако в основном усилиями молодых музыкантов каждый концертный сезон предлагает все больше интересных и разнообразных программ аутентичного исполнительства. Одну из них - "Музыка европейского императорского двора" - представило публике московское трио "BaRockers" в Рахманиновском зале консерватории.
Николай Должников (барочная скрипка), Ольга Филиппова (клавесин) и Александр Гулин (барочная виолончель) исполняли для, надо заметить, многочисленной публики, произведения композиторов конца XVII-XVIII веков - Верачини, Генделя, Маттеиса-старшего. Порой наивный, порой манерный, жеманный мир менуэтов, жиг и сарабанд молодые музыканты оживили своим заинтересованным подходом к делу, бросающейся в глаза искренностью. Музыка стала яркой, порой огненной и очень сильно энергетически заряженной. При определенных недостатках исполнения (даже не хочется о них говорить), концерт получился запоминающимся и, безусловно, интересным. Как профессионалам, так и дилетантам. Об аутентике с корреспондентом "НГ" поговорили героиня вечера Ольга Филиппова и гуру жанра Алексей Любимов.
- Оля, расскажите пожалуйста, как вы пришли к аутентичному исполнительству. С чего все началось?
- Началось у нас в России все с того, что это был такой род музыкального диссидентства. Потому что первые ансамбли, и в первую очередь "Академия старинной музыки", "Мадригал", начинали с того, что выступали по каким-то крупным институтам. Образовалась группа людей, которая здесь это продвигала. Но для того чтобы здесь это все развивалось, необходимо было, чтобы открылись границы. Главное, что нужно в этой музыке, это информация - инструменты, ноты, трактаты. Вот этого не хватало. Учились в основном по записям. Когда границы открылись, эти люди, как, например, Алексей Борисович Любимов, Татьяна Гринденко, получили возможность узнавать что-то и этим делиться. И в начале 90-х в консерватории образовался первый ансамбль старинной музыки, и все это было развито учениками музыкантов "Академии старинной музыки" и "Мадригала". А потом уже образовалось младшее поколение, которое впитало еще и европейскую традицию.
- Алексей Борисович, у меня очень многие из друзей занимаются историческим исполнительством. Я все время их спрашиваю: "Почему старинную музыку нужно играть именно на старинных инструментах?"┘
- Мне кажется, что молодежь и не знает даже, как ответить. Не успевают подумать об этом. Вот они получили в руки диски, впечатления, были ошарашены всем этим миром, совершенно блестящими замечательными примерами того, как это делается на Западе, и не задались целью обдумать все это. В принципе пионеры этого дела в 60-70-е годы очень ясно осознавали - почему. Когда на сцене с легкой руки разных известных исполнителей стала воплощаться красота этой музыки, первые аутентики стали задумываться о музыкальной истинности. Мне кажется, что это первое, из-за чего люди стали заниматься аутентикой, изысканиями, исследованиями. Это настоящие поиски истинности. Сейчас, когда рынок заполнен в старинной музыкой в аутентичном исполнении и историческая правда соблюдена, проступает другой момент - момент включения в общность музыкантов, которые этим занимаются. И сила этого влечения связана с тем, что в этой музыке особенно дается возможность совместного музицирования, больше чем в какой-либо другой. Большее ощущение партнерства, друг друга, свободы. И еще, что касается молодежи, для них потребность и привлекательность этой музыки в постоянном поиске, постоянных открытиях.
- А есть еще что открывать?
- Конечно! Несмотря на то что каждый год что-то находится новое, все равно есть еще белые пятна. И в стилистике, и в нотном материале, в архивах┘ И поэтому сейчас такая волна у нас идет открытий в русской культуре XVIII- XIX веков.
- Алексей Борисович, вы играете и старинную, и современную, и романтическую музыку┘ Скажите, что все-таки вам ближе? Не может же быть одинаково ваше отношение к этим разным направлениям?
- Конечно, одинаково не бывает. У меня были периоды отрицания одной музыки за счет другой. Когда я, входя в какое-то увлечение, начисто отрицал все предыдущие увлечения. То, что я сейчас перехожу от одного к другому, может быть, с кажущейся легкостью, это суммирование того, что мне тяжело доставалось предыдущие десятилетия. Это совсем не так легко, как кажется.
Сейчас такое время, когда не нужно утверждать одно за счет другого. Например, не нужно утверждать авангард за счет издевательств над традиционностью.
Однако мне кажется, что нельзя играть все в одно и то же время. Нужно заниматься один период, отдаваясь какому-то направлению целиком. Ну вот у меня был, например, период лет десять назад, когда я увлекся романтизмом┘ Сейчас я для себя постепенно возвращаюсь к клавесину, которым не занимался лет десять. К клавесину и барокко. И еще мне всегда интересна вторая половина двадцатого века. Новая музыка для меня остается своеобразной лакмусовой бумажкой восприимчивости и пробужденности. Хотя кто знает, может быть, я открою для себя еще что-то новое и интересное.
- А что интересного будет в этом сезоне?
- Во-первых, будет в конце октября Фестиваль Стравинского, в котором я довольно активное принимаю участие. И потом будут, я надеюсь, возникать "Портреты композиторов". В планах есть программа камерной музыки и фортепианной Яначека. И малоизвестные вещи Дебюсси. К сожалению, на все времени не хватает┘