- Вы отыграли юбилейный концерт в Кремле. Для вас имеет значение пафос места или пафос возраста?
- В общем, ни то, ни другое. "800 лет в шоу-бизнесе, отчет за первые три" - смешно. Просто аккурат в день рождения была возможность сыграть в этом зале. Так что я доволен, что "поставил галочку" и не стал растягивать празднование на несколько дней. На мой взгляд, все прошло безупречно - хорошо поставлено и снято. Теперь есть некий зафиксированный итог.
- Вы как будто работаете эталоном постоянства в музыке, во всех положительных или отрицательных смыслах. То есть, признавая за вами постоянство качества, вам записывают в минус и определенную предсказуемость.
- Я склонен к экспериментам, если инициатива исходит не от меня и если я стопроцентно доверяю тому, с кем приходится экспериментировать. Я люблю породу. Поэтому к экспериментам отношусь с уважением, но, пока я не буду уверен в том, что результат будет органичен (органичность - самое главное), я на него не пойду. Эйсид-джаз - это здорово, но мне милее Колтрейн. Или национальная, народная музыка. Я вообще ретроман, не люблю меняться без повода. А в нынешних экспериментах шоу-бизнеса больше, чем искусства. Ничего из "молодежного" меня не вдохновляет, все это стало┘ совсем пластмассовое и проигрывает в самобытности тому, что сейчас называют ретро.
- Не скучно оставаться неизменным в рамках одного амплуа?
- Не скучно, я это люблю. Музыка может быть более или менее популярной, переходить из залов в клубный формат, но пока у меня есть возможность делать то, что я люблю.
- Вы себя считаете эстрадником или рок-н-ролльщиком? Или чем-то средним, как было с "Браво"?
- Пока мы работали вместе с "Браво", я олицетворял эстрадное начало в группе, а Женя Хавтан - рок-н-ролльное. Я - эстрадный артист, и все мои музыканты - джазмены, у них есть свой джазовый проект. Профессионалы высочайшего класса. Если играть с группой, то только на них и можно положиться. Неинтересно играть под аккомпанемент "продвинутой самодеятельности". Оркестровая поддержка, сильный звук - вот мечта. Я готовлю полностью оркестровую программу с участием оркестра Финберга.
- Считается, что с вами "Браво" было наиболее успешно. Как, по-вашему, распад альянса с Евгением Хавтаном повредил вашей карьере?
- Прямая в неких точках пересекает синусоиду. Я пытаюсь не меняться и быть этой прямой, а мода развивается по синусоиде, и поэтому в определенных точках мы пересекаемся с модой, а во всех остальных - нет. Женю стало клонить в другую стилистику. Меня - нет, я не могу сегодня быть одним, а завтра - другим. Хавтан обладал очень мощным композиторским даром, по сравнению с которым мои способности более чем скромны, и этим работа в "Браво" была чрезвычайно приятна. Но, когда он решил менять стилистику, он начал приводить мне в пример для подражания Криса Айзека. Мадонна может меняться и в каждом новом образе быть состоятельной, а я так не хочу. Я не желал становиться Айзеком, я не актер. Я не большой артист и не большой композитор, я - энергетик, транслирую энергию.
- Как комфортнее транслировать - сольно или в группе?
- Группа - это всегда некий ограничивающий договор, поэтому сольно работать, конечно, приятнее. Когда мне, еще до Пельша, предложили вести "Угадай мелодию", я вынужден был отказаться, понимая, что группа меня просто не отпустит. Сейчас мне предлагают различные проекты - я сам могу отказываться или соглашаться. К тому же надо отдавать себе отчет, что "Браво" всегда будет группой Хавтана, а не Агузаровой, Сюткина, Ленца или кого-нибудь еще. Все эти люди были лишь фронтмены, солисты.
- Так или иначе, вам приходится сталкиваться с музыкальной конъюнктурой. Как складываются отношения?
- Несколько лет назад я вел на "Нашем радио" передачу "42 минуты". Поработав, мы с Михаилом Козыревым разошлись на том, что я делаю нечто совершенно внеположенное общему потоку развития этой станции. Мы играем музыку для взрослых, которая априори не может быть интересна молодым. Мы хотим быть настоящими и не стремимся проконкурировать сразу со всеми, кто "на волне". "Моральный кодекс" и "Любэ" тоже твердо придерживаются своего образа и не кивают на конъюнктуру. Несмотря на то что одни играют этакую "холодную Британию", а другие - "мужицкую музыку". Основательность в популярной музыке уходит, на смену ей идет пластмасса. Я лучше сделаю то, что потом ехидно назовут "Старыми песнями о главном", но с джазовым составом или с оркестром, чем сяду за синтезатор или компьютер с набором звуков. У нас музыкальная мода всегда носит форму эпидемии - то всех перекашивает в хард-рок, то все вдруг стремительно мельчают и изготавливают пластмассовые изделия.
- В ретро-стилистике у вас есть товарищи по цеху - Ирина Богушевская и Александр Ф. Скляр, которые с удовольствием поют романсы. Почему не поете романсов вы?
- Не совсем моя эстетика. А вот советские песни - Цфасман, Дунаевский - это мое.