Модно сейчас практически все. Каждый день идут самые разные по стилю, жанру, цене билета и раскрученности исполнителей концерты. Все пестро, но можно все же выделить особенно популярные тенденции. В первую очередь в моде старинная музыка. Играть ее, выискивая давно утерянные или вовсе не известные партитуры в знаменитых или маленьких и неизвестных архивах Европы, - любимое занятие большинства московских музыкантов. Играть нужно непременно на барочных инструментах, для чего тратить почти все деньги на специальные струны, договариваться с музеями, знакомыми, по блату доставать невероятного возраста гобой или кларнет и, наконец, с гордостью выходить к немногочисленной публике. Играть такую музыку пока даже моднее, чем слушать. Надо заметить, что особенной школы аутентичного исполнительства в России пока нет. Исключение - факультет исторического и современного исполнительского искусства Московской консерватории, созданный Алексеем Любимовым. Но создан он недавно, и играют молодые пока не слишком интересно. Аншлаги старой музыкой собирают только Гринденко и сам Любимов за молоточковым фортепиано или клавесином.
Любимов вообще законодатель мод. С его легкой руки стала модной еще и современная музыка. Первые исполнения - мечта чуть ли не любого музыканта. Порой случается, что одну и ту же премьеру играют разные музыканты с разницей чуть ли не в часы. Громкие имена на афишах притягивают публику, которая с восторгом реагирует на порой не самую доступную музыку. Играть ее в чем-то несравнимо легче, чем любую другую. Нет общепринятых правил, штампов, точного представления о том, как, собственно, это все должно звучать. Может, поэтому ее сейчас играют просто-таки все кому не лень. Ровно обратная ситуация сложилась с музыкой романтической: играют исключительно звезды, притом тоже не часто. Здесь абсолютное лидерство у Наталии Гутман: концерт Шумана два раза, его же квинтет, Рихард Штраус, трио Аренского, трио Шуберта - и это только за полгода. Когда среди Шенберга, Шнитке, Губайдулиной возникает человек, играющий, к примеру, концерт Рахманинова, ему хочется поставить памятник.
Вообще модно сейчас все, что раньше считалось практически невозможным. Например, абсолютно вышли из моды фраки и смокинги. Теперь на сцене сплошные люди в черном. Белые рубашки и бабочки, кажется, остались в прошлом. Вести себя подчеркнуто свободно, неформально - последний писк среди исполнителей. Яркий пример - Юрий Башмет. У публики же, наоборот, проснулась редкостная официозность, и консерватория стала еще одним местом в городе, где можно увидеть совершенно невиданные наряды или костюмы последних европейских коллекций. К счастью, постепенно выходит из моды хлопать между частями. А вот приходить с пятнадцатиминутным опозданием, огромным букетом (непременно в шуршащей бумаге) и громко сгонять со своих мест "зайцев" - по-прежнему модно.
Необычайно популярным в этом сезоне стало устраивать фестивали. (С начала сезона в Москве состоялись "Владимир Спиваков приглашает", Фестиваль ибероамериканской культуры, "Шенберг-Кандинский", Памяти Олега Кагана, "Возвращение".) И привозить именитых иностранных гостей. С начала сезона в Москве побывали Клаудио Шимоне, Зубин Мета, Жак Лусье, Роби Лакатош, Джесси Норман, Поль Мейер, Клаус Туннеманн, Эдуард Бруннер и многие другие. Уровень музыкальной жизни Москвы постепенно приближается к уровню европейских столиц. Жака Лусье, например, ждали с 60-х. А Джесси Норман, известная не только невероятным голосом, но и невероятно трудным характером, соблаговолила посетить столицу, поставив, например, условие построить в артистической БЗК душ. На следующий год нам обещают Гардинера, Ашкенази, Мазура. В конце марта Шумана и Листа сыграет в консерватории Марта Аргерих. В общем, живем.
Среди отечественных исполнителей популярен Алексей Уткин. Образ прямо-таки шикарного мужчины активно рекламируется продюсерами и агентами. В октябре по городу расклеили афиши, где Уткин прижимает к себе гобой и смотрит вдаль, что называется, с поволокой. На них, кстати, Уткин значился как "суперсолист" - определение, раньше немыслимое для мира классической музыки. В моде Александр Мельников. Пианист уже обладает, кажется, всеми возможными и невозможными для своего возраста регалиями: он заслуженный артист России, обладатель молодежной премии "Триумф".
Есть еще персонажи модные вечно - Юрий Башмет, Владимир Спиваков, Александр Лазарев. Сама классическая музыка моднеет день ото дня. В рекламу вкладывают гораздо большие, чем раньше, бюджеты, да и сами методы рекламы меняются. Помимо рекламы на радио и телевидении теперь вешают афиши и растяжки в метро и по всему городу. "Новая Опера" и Большой театр печатают свои анонсы на открытках, которые бесплатно можно взять в половине ночных клубов города. Классическая музыка моднеет и дорожает. Одно невозможно без другого. Но это и хорошо. Не может авторской работы эксклюзивное полотно дешево стоить.