В Большом зале консерватории играли Наталия Гутман и Александр Рудин, предоставив публике редкую возможность услышать любимую виолончель в двух версиях с одним оркестром. Концерт открыла Четвертая симфония Гайдна, затем вместе с рудинским оркестром Musica viva Гутман играла Итальянскую сюиту Стравинского и Романс Рихарда Штрауса, а Рудин - Сонату da camera Мартину. Завершением концерта стала премьера "Концертино" для двух виолончелей с оркестром Леопольда Хофманна. Концерт из цикла с довольно приторным названием "Чарующая виолончель" оказался абсолютно выдержанным, аристократичным и в высшей степени благородным.
То, что Гутман и Рудина связывают не только деловые, но и хорошие дружеские отношения, было слышно во время совместной игры и ощущалось в атмосфере концерта. Музыканты были хороши и своей разностью, и своей общностью. Строгий, скромный, подчеркнуто профессиональный Рудин, как всегда, поразил публику необыкновенным, архитектурным пониманием формы, целого. А редко исполняемая виолончельная Соната da camera Мартину оказалась ему, любителю классики, неожиданно близка.
Исполнение было необыкновенно пластичным, порой как бы парящим в воздухе, не связанным ни определенным размером, ни ритмом. И не потому, что с тем или другим возникали проблемы, а потому, что очень велика была степень свободы. Гутман создала в Стравинском такие яркие, абсолютно понятные образы, что казалось, не в консерватории сидишь, а в кино. Было захватывающе, как в детстве, интересно, чем кончится. А кончилось все гораздо менее увлекательно, чем начиналось. Концертино Хофманна, видимо, поставили последним номером, чтобы немного успокоить публику после невероятно заводной итальянской сюиты. Длинное, кажется, ничем не выдающееся произведение произвело впечатление довольно пыльной, не слишком талантливо написанной музыки. И даже замечательное исполнение не спасло. Зато порадовал Гайдн. Венскую классику у нас играют редко, и по большей части халтурно. Оркестр Musica Viva, несмотря на свою репутацию оркестра далеко не первого ранга, справился с ней очень неплохо. Вместе вступали духовые, выше всяких похвал прозвучало флейтовое соло, медленная часть с солирующей виолончелью стала благодаря Александру Рудину высокой и нежной, первая, виртуозная часть - стремительной и сыгранной на одном дыхании, а вся симфония - изящной и галантной. Какой и должна быть.
Приятная атмосфера сложилась оттого, что в концерте совершенно отсутствовал своеобразный спортивный интерес, который часто возникает, когда играют сразу две звезды. Скажем, непрекращающиеся споры на тему, кто играет лучше - Князев или Рудин, порой даже мешают слушать их совместные выступления. Кстати, редкие. Рудин с Гутман настолько уважительно относятся друг к другу, что слушать их вместе настоящее удовольствие. Даже несмотря на огромные различия в понимании ими той или иной музыки. Что бы ни звучало в этом концерте, и Гайдн, и редко исполняемый Мартину, и Стравинский, все это было сыграно в хорошем вкусе. Непринужденно и просто.