ЭЛЕКТРОННАЯ музыка отличается от гитарной примерно как компьютерная память от человеческой. Есть даже точка зрения, что это и не музыка вовсе: чтобы заниматься ею, ноты знать необязательно. Куда важнее владеть основами постмодернистских теорий, чтобы уметь объяснить, что семплер (инструмент, предназначенный для цитирования музыкальных "текстов") - венец творения среди инструментов.
Электронные музыканты концерты играют мало: ну зачем тащить на сцену все эти несуразные ящики и красоваться на них, дополняя общую картину то бас-гитарой, то клавишами, если можно просто включить сиди. Да и музыка у них в основном невеселая - "интеллектуальная", потому что философичная. Такой залы не собирают. Деньги электронные музыканты зарабатывают на других работах - кто копирайтером, кто дизайнером. По крайней мере так сложилось в России, где электронная музыка популяризироваться стала всего несколько лет.
"Нож для фрау Мюллер" на этом фоне - группа нетипичная. Она выросла из гитарного индастриэла, так что с нотной грамотой там все в порядке. Если объяснять на пальцах - а сложнее не надо, - несколько лет группа Олега Гитаркина была "живой", потом Гитаркин встретил Олега Кострова, владеющего компьютером, и она стала электронной. После этого и снискала славу, позволяющую музыкантам играть по концерту в неделю, собирать полные залы, зарабатывать деньги музыкой, выпускать пластинку за пластинкой и заниматься еще и сольными проектами.
"Другие группы нам завидуют, - бесхитростно говорит Гитаркин. - У них нет музыкального опыта, а у нас есть. Это во-первых. Во-вторых, все пытаются что-то придумать на сцене, как-то публику развлечь, а ничего придумывать не надо. Не нужны никакие представления, все должно содержаться в музыке".
Главный секрет популярности "Ножей" - это сама их музыка, не уныло философская, а оптимистически бодрая. С большим количеством узнаваемых цитат из советских комедий. "Такое впечатление, как будто переключаешь программы со старым кино", - обмолвились как-то о музыке "Ножей" ветераны электронной музыки Виталий Стерн и Игорь Колядный, музыканты из "Видов рыб". Ветеранам такой стиль кажется чересчур простодушным. Публика, наоборот, рада и приходит на концерты Олега Гитаркина и Олега Кострова как на дискотеку продвинутого типа. Причем как на совместные, так и на сольные.
"То, что делает Олег Костров соло, называется лаундж, - говорит Гитаркин (Костров привычно кивает). - То, что делаю я в своем проекте "Ножик Чупс", - это серф с гараж-роком. То, что мы делаем вместе, можно назвать постлаунджем".
Лаундж - коктейльная, легкая музыка для вечеринок. То, что лучше "Ножей" у нас сейчас никто не делает ("пост" или просто - это отдельный теоретический вопрос). Сольные вещи Гитаркина в принципе (если не вдаваться в тонкости) - тоже лаундж, но сделанный не на советской киномузыке, а на хитах от электронного "Крафтверка" до Оркестра Поля Мориа. "Как наркоман постоянно возвращается к состоянию прихода, так же и мы возвращаемся к звучанию, от которого нас прет", - формулирует Гитаркин главный творческий принцип, объединяющий его с Костровым. Так что то, что в конце концов все проекты сведут в один на какой-нибудь очередной пластинке, неудивительно. На днях у Олега Кострова с Олегом Гитаркиным выходит диск "Гипер Утесов", на котором будут новые вещи "Ножа для Фрау Мюллер", "Ножика Чупс" и Кострова соло. С бонус-треками в виде их японских и немецких друзей-электромузыкантов.