Специальное снаряжение позволяет спасать людей из воды при любой температуре. Фото Дениса Писарева |
Несмотря на то что зимой водоемы в Москве, как правило, замерзают, опасность чрезвычайных ситуаций на них все же остается актуальной – чаще всего, происшествия связаны с тем, что люди или техника проваливаются под лед. В этом случае действовать нужно крайне быстро, ведь даже хорошо умеющий плавать человек, оказавшись в холодной полынье в зимней одежде, может утонуть за считаные минуты. Даже если пострадавший удержится на поверхности водоема, но останется в воде или на льду, ему угрожает быстрое переохлаждение. Опасность грозит и тем, кто пытается спасти тонущего из полыньи, не имея специальной подготовки или снаряжения. Потому зачастую приходится рассчитывать только на спасателей, у которых чаще всего есть не более 15–20 минут, чтобы вытащить человека из воды, эвакуировать и отогреть его. «Безопасным для выхода одиночного человека является лед толщиной 7 см, а для массового выхода – свыше 25 см, – констатирует начальник Московской городской поисково-спасательной службы на водных объектах (МГПСС) Владимир Волков. – На толщину льда влияет целый ряд факторов, даже в одном районе она может быть разной, поэтому мы рекомендуем не выходить на лед без крайней необходимости». При этом в Москве выезд на лед какой-то техники и вовсе запрещен.
Традиционно московские спасатели накануне смены сезонов проходят курс подготовки к работе в новых погодных условиях. «Подготовка спасателей в преддверии нового сезона будет завершена к 25 ноября, – сообщил Владимир Волков. – Мы проверяем не только готовность каждого спасателя, но и умение взаимодействовать с другими структурами: МВД, пожарно-спасательными подразделениями, общественными организациями».
Московская городская поисково-спасательная служба на водных объектах оснащена всем, что требуется для того, чтобы отреагировать на происшествия. Сотрудники службы – а их более 435 человек – проводят 190 патрулирований в сутки – как на плавсредствах, так и пешком. «В зимний период мы организуем до 160 маршрутов берегового патрулирования на различных водоемах города, причем там, где это действительно нужно, где есть угроза для жизни людей, – говорит Волков. – Если мы видим, что на каком-то водоеме возникает соответствующая угроза – много отдыхающих, там организуется дежурство спасителей, например может быть размещен подвижный спасательный пост».
В распоряжении МГПСС 25 поисково-спасательных и одна пожарно-спасательная станция, более 25 плавательных средств. Зимой для того, чтобы быстро добраться до тонущего человека, специалисты используют суда на воздушной подушке, которые могут парить как над водой, так и надо льдом. В местах, где работу спасателей осложняют торосы (в центральном бьефе Москвы-реки, где навигация идет круглогодично), применяют новые аэроботы, способные развивать скорость до 120 км/ч. Также при необходимости у водоемов размещают подвижные спасательные посты (их у МГПСС пять), на базе грузовых автомобилей Iveco. В распоряжении команды поста – надувная моторная лодка, комплект аварийно-спасательного оборудования, водолазная станция быстрого развертывания, комплекты снаряжения для разных сезонов, а также специальные средства для спасения людей из воды. Например, если человек тонет недалеко от берега, можно использовать специальную телескопическую «удочку» с кольцом, за которое может уцепиться пострадавший. Более сложное устройство – надувная дорожка, которая позволяет спасать одновременно до 10 человек, например, если перевернулась лодка или катер.
Московская городская поисково-спасательной службы на водных объектах активно применяет и 10 современных авиационных беспилотных систем, оснащенных видеокамерами, тепловизорами, а также громкоговорителями. Их используют не только для мониторинга обстановки – патрулирования водоемов. Дроны, к примеру, могут доставить тонущему спасательные средства – спасжилет или трос, позволяющий специалистам вытащить человека из полыньи.
Во время сезонной подготовки спасатели отрабатывают действия, которые им нужно будет выполнить, когда с водоема поступит сигнал о происшествии. В воду запускают «жертву» – спасателя, его задача – выполнять роль тонущего. Раздается сигнал тревоги, и, пока команда бежит к катеру на воздушной подушке, в небо поднимают беспилотник, с помощью которого можно быстро найти человека в воде и скоординировать действия участников операции. Спасатели одеты в специальные непромокаемые комбинезоны. Это снаряжение не только защищает от ледяной воды, но и поддерживает использующего его человека на плаву. Буквально за пару минут катер долетает до «пострадавшего» – ему тут же бросают спасательный круг, а затем в воду ныряет спасатель, выполняющий все предусмотренные инструкциями действия – подплывает так, чтобы его самого нельзя было утопить, помогает «жертве» остаться на поверхности, доставляет ее до катера, помогает поднять на борт. Также спасатели отрабатывают способы оказания экстренной помощи, которые нужно предпринять, если потерпевший не дышит или получил травмы. Все спасатели проходят несколько этапов обучения – сначала в специализированном учебном заведении, потом в ходе 11 дополнительных программ, а затем и в рамках сезонного этапа подготовки.
«В прошлом году за декабрь, январь, февраль у нас было пять происшествий, во всех случаях после провала под лед все пострадавшие были спасены, – говорит Волков. – То есть в прошлом году спасательные службы отработали исключительно хорошо. Но, надо отметить, и лед зимой был достаточно крепким, потому происшествий было меньше, чем в предыдущие годы».