Автор книги Павел Нефедов обобщил огромный объем информации. Фото Информационного центра правительства Москвы
Больше узнать об истории Москвы в прошлом столетии и о развитии в столице выставочного дела поможет книга «Гастроли и трофеи. Выставки Москвы. XX век», представленная публике на ВДНХ. Автор книги, куратор Музея ВДНХ Павел Нефедов рассказал об отечественных и международных выставках, проводившихся в Москве с начала 1920-х, и о том, как они повлияли на развитие города.
Книга состоит из семи глав – «Первая Всесоюзная», «Трофеи» всемирных выставок: Париж», «Американская национальная выставка и советский ответ», «Трофеи» всемирных выставок: Монреаль», «Строительные выставки Москвы», «Книжные выставки» и «Агрегаты веселья». Они образуют взаимосвязанные сюжеты, в которых рассказывается о важнейших выставочных площадках столицы, таких как Парк Горького, ВДНХ, Сокольники, Красная Пресня.
«Несколько лет назад выставочная деятельность в Москве, казалось бы, стабилизировалась, – стали понятны основные адреса, где проходят бизнес-мероприятия, где массовые мероприятия. Были даже рассуждения: «А зачем ходить на выставки, если все есть в интернете?» Но последние полтора года привнесли много нового, – отмечает Павел Нефедов. – Сейчас как-то все оживает, появляются новые идеи, новые адреса и новые объекты. Думаю, эта книга может быть не просто занимательным чтением, но и выступать в качестве учебного пособия для людей, которые работают в конгрессно-выставочной отрасли».
Книга не случайно называется «Гастроли и трофеи». Для СССР крупные экспозиции всегда имели особое значение, и хотя во времена холодной войны советское общество было практически изолировано от внешнего мира, международные выставки были единственным окном в него. «В XX веке бывало, что наши какие-то объекты ехали за границу, на международные выставки – «Рабочий и колхозница», спутник… Или иностранцы приезжали к нам, например, проходила американская выставка в Сокольниках, а потом их объекты оставались здесь. Хотя эти объекты, такие как американский павильон, потом нами выкупались, метафорически я назвал их трофеями. Это то, что приехало к нам и было включено в московскую жизнь. Хотя можно было увидеть и реальные трофеи – например, технику, захваченную во время Великой Отечественной войны, которая выставлялась на набережной Парка Горького». Еще один известный трофей, ставший центром нашумевшей советской выставки, который отмечает автор, – сбитый в 1960 году под Свердловском самолет-шпион U-2, его тоже показывали публике в Парке Горького.
Автор отмечает, что попытки налаживания отношений СССР и США (одним из символов стала американская экспозиция в Москве) привели к изменению подхода к профильным пространствам в нашей стране. Например, тогда же стали проводить большие выставки, посвященные достижениям советского хозяйства и демонстрации их практической пользы для простого народа. Примерно в это время была переформатирована ВДНХ, а Ботанический сад открыли для посещения. «Это все воспринималось как некий противовес американской выставке», – рассказал Нефедов, обратив внимание, что уже упомянутый американский павильон в Сокольниках после окончания выставки остался в столице и был «апроприирован». «И его назвали павильоном СССР – прямо на купол установили буквы, чего же добру пропадать», – иронично отметил автор книги. При этом Советский Союз на своих зарубежных выставках продолжал делать упор на демонстрацию достижений в промышленности, космосе.
Особенно интересно, что развитие выставочных пространств сформировало нынешний облик мегаполиса. Как отмечает Павел Нефедов, в 30-е годы планировалось расширение Парка Горького и создание огромной выставочной территории, которая охватывала бы Лужники. «Если бы этот план реализовался, мы имели бы совсем другую Москву, – уверен Нефедов. – На месте стадиона «Лужники», например, планировалось организовать большие водные пространства».
Первый заместитель генерального директора ВДНХ Елена Жук говорит, что с издательством «Бослен», которое опубликовало книгу, выставка сотрудничает уже не впервые. «Каждый раз это история про издание большого исследования, красиво и правильно оформленного, с большой работой в архивах и библиотечном фонде ВДНХ, – подчеркивает она. – Сегодняшнее издание для нас особенное, потому что это не только книга о конкретном павильоне, это книга о том, что во многом составляет ДНК Выставки достижения народного хозяйства. Это история целой отрасли, с обзором всех экспоцентров в Москве и того, как они развивались». Книга, по мнению Жук, увлечет как профессионалов выставочной отрасли, так и горожан, которые не связаны с этой сферой.
Жук также отмечает, что издание позволяет заглянуть и в будущее ВДНХ. «1 августа 2024 года, в день 85-летия ВДНХ, мэр Москвы дал старт строительству нового Экспо. Это будет большой, современный, новый экспозиционный центр, в составе которого будут и уже ставший историческим 75-й павильон, и являющийся объектом культурного наследия 70-й павильон. Открытие этого комплекса станет новой вехой на пути к возвращению ВДНХ статуса главной выставки страны», – уверена Елена Жук.