Перед посещением миграционного центра «Сахарово» иностранцы должны разобраться в требованиях российского законодательства. Фото агентства «Москва»
Правительство Москвы организует кампанию по информированию прибывших в столицу трудовых мигрантов о российском законодательстве и ответственности за его нарушение. Встречи общественников с гастарбайтерами проходят прямо в автобусах, курсирующих от станции метро «Лесопарковая» в многофункциональный миграционный центр «Сахарово», где ведется оформление документов для работы. За время дороги мигранты узнают, как правильно и быстро встать на учет и оформить патент, как избежать проблем и не стать нелегалом. Такие информационные кампании в Москве стали уже традиционными. В этом году просветительские рейсы пройдут в октябре–декабре.
С гостями столицы общаются специалисты по миграционному законодательству, сотрудники правоохранительных органов, общественники, в том числе представители диаспоры и мусульманского сообщества, владеющие языками приезжих. Автобусы всегда заполнены, поэтому во встречах участвуют десятки мигрантов, но охват информационной кампании получается гораздо выше: приезжие перескажут услышанное своим родственникам, друзьям, землякам, и через сарафанное радио информация получит широкое распространение.
Мигрантам рассказывают о законах и нормах, действующих в России, о российских порядках и традициях, об оформлении документов для проживания и работы на территории страны, а также обозначают возможные риски. «Москва – город, очень удобный для жизни. Здесь можно многому научиться, можно хорошо зарабатывать, построить карьеру, открыть свой бизнес, создать семью, воспитывать детей. Все, что требуется – жить по законам Российской Федерации, следовать нормам общественного поведения», – подчеркивается на встречах.
Каждый участник встречи получает памятку с контактами бесплатной горячей линии для трудовых мигрантов в Москве и буклет с информацией о военной службе по контракту. Им также предлагается заполнить подробную анонимную анкету. Кроме данных о возрасте, национальности, религии, образовании в опроснике есть несколько вопросов о жизни в Москве – об отношениях с москвичами, о жилищно-бытовых условиях, возможностях получить медицинскую помощь, образование, социальную защиту. В анкете можно указать, с какими проблемами, трудными жизненными ситуациями сталкивается мигрант и в какой помощи нуждается. Ответы на вопросы помогут улучшить миграционную политику, пояснили организаторы встречи.
Руководитель Центра правовой защиты и социально-культурной адаптации мигрантов «Росмигрант» Хуснидин Абдулкасимов во время таких рейсов рассказывает о ключевых этапах в жизни мигранта в России. Начинать приходится с простейших вещей, многие проблемы возникают из-за ошибок уже при заполнении миграционной карты, отмечает он. Нужно проверить все данные и обязательно указать: цель въезда – работа, если планируется трудоустройство. «Некоторые торопятся, хотят побыстрее выйти из аэропорта. А потом мы узнаем, что люди не могут встать на учет, оформить патент. Приходится возвращаться и пересекать границу заново, тратить лишние деньги», – рассказал он.
Каждый иностранный гражданин сталкивается с необходимостью встать на миграционный учет в определенный срок, продолжает Абдулкасимов. Например, для граждан Таджикистана и Узбекистана он составляет 15 календарных дней, для граждан стран ЕАЭС – 30. «Некоторые думают, что это рабочие дни, а не календарные, в результате пропускают сроки и становятся нелегалами», – пояснил он.
Есть и целый ряд принятых сравнительно недавно полезных нововведений, о которых мигранты все еще знают плохо. Например, мало кому известно, что иностранный гражданин может встать на миграционный учет дистанционно. «Имея перевод паспорта, можно оформить СНИЛС, открыть учетную запись в «Госуслугах» и отправить через портал уведомление с указанием адреса проживания, – сообщил Абдулкасимов. – Оно придет в личный кабинет собственника жилья и при его согласии направится сотрудникам по вопросам миграции. Обработка занимает один рабочий день. То есть на следующий день уже можно получить электронную версию документа о миграционном учете. Не надо ходит в МФЦ или районный отдел по вопросам миграции, стоять в огромных очередях, носить и заполнять множество документов – все можно сделать через портал «Госуслуги».
Кроме того, для подачи заявления на патент не обязательно быть на миграционном учете – нужны только паспорт и миграционная карта. «Чтобы не терять время, можно сделать это сразу по приезде, – посоветовал Абдулкасимов. – Что еще важно: после получения патента в течение 60 дней нужно заключить договор с работодателем и уведомить о нем миграционные службы. Если этого не сделать, патент аннулируется. Многие считают, что патент действует и без официального трудоустройства, продолжают его оплачивать месяцами, а деньги уходят впустую, вернуть их не получится». А вот если оплатить патент на больший срок, чем в итоге потребовалось (например, мигранту необходимо вернуться домой, а патент оплачен еще на несколько месяцев), можно написать заявление, и налоговая вернет переплату.
Еще одна важная тема – соблюдение законов. В ходе встреч общественникам приходится постоянно напоминать мигрантам, что иностранных граждан выдворяют и запрещают им въезд уже за два административных правонарушения. Абдулкасимов рассказал показательную историю: студентка из Узбекистана из-за двух штрафов не смогла окончить в России вуз, хотя до красного диплома ей оставалось всего два месяца. Можно перейти дорогу или закурить в неположенном месте – и за этим последует выдворение. О том, как легко получить проблемы по собственной глупости, мигранты узнают моментально: по приезде в «Сахарово» на выходе из автобуса работают контролеры, и несколько человек, не оплативших проезд, уходят на оформление штрафа.
«Если совершать правонарушения, может быть наложен запрет на въезд на территорию РФ, причем сами мигранты узнают об этом уже на границе, – напомнил еще один участник встречи, председатель Общественного пункта охраны порядка одного из московских районов Сергей Тищенко. – Часто это происходит из-за нарушения правил дорожного движения. Много мигрантов ездят за рулем автомобиля, например такси. Повсюду камеры. И если не оплачивать штрафы, могут запретить въезд на территорию России».
Сергей Тищенко также рассказал мигрантам, что Министерство обороны РФ предлагает заключить контракт о прохождении воинской службы – это позволит стать гражданином России в ускоренном и упрощенном порядке. В буклете для мигрантов перечисляются основные преимущества: крупные выплаты от правительства Москвы и военного ведомства, право на получение гражданства для близких родственников, поддержка в их переезде.
«Для тех, кто хочет ускоренно получить гражданство, есть специальные пункты отбора прямо на территории центра «Сахарово», – рассказал Абдулкасимов. – На каждом автобусном рейсе есть несколько таких желающих. Я лично знаю двоих людей, которые заключили контракт и уже стали полноценными россиянами».
Во время просветительских поездок у мигрантов есть возможность пообщаться со специалистами, задать вопросы, внести предложения. Для консультаций и получения помощи действует бесплатная горячая линия 8-495-539-25-20, можно обратиться и в чат-бот в Telegram MSK_MIGRANT_BOT или на электронную почту info@ic-migrant. ru. Иностранный гражданин может задать вопрос как на русском языке, так и на иностранном – киргизском, узбекском, таджикском. Кроме того, работает информационный портал «Мигрантам о Москве». На сайте размещены информационные памятки для мигрантов, публикуются актуальные новости в сфере миграционного законодательства.
Информация по обращениям мигрантов обобщается и направляется в органы власти. Цифровизация миграционного учета – результат как раз такой работы, отметил Абдулкасимов. Но еще мало мигрантов знают о нововведениях, облегчающих их жизнь, добавил он. Поэтому и необходимы такие встречи. «Даже когда я об этом говорю, они слушают, а сами думают, что это нереально. Но это никакая не фантастика», – подчеркнул общественник.
Значительный прогресс достигнут и в работе миграционного центра «Сахарово», добавил Абдулкасимов: «Пять-десять лет назад мигранты, бывало, сутками решали свои вопросы в центре «Сахарово», ночевали здесь. Сейчас все говорят: максимум четыре часа. Сотрудников стало больше, автоматизация выше. Раньше было огромной проблемой снять деньги с карточки, до ближайшего банка приходилось брать такси, тратить на это тысячи рублей. Сейчас банкоматы стоят прямо в «Сахарово», это очень удобно».