Сервисами «Московской электронной школы» уже пользуются несколько миллионов человек. Фото агентства «Москва»
Цифровизация системы образования – приоритетная задача для столицы, и важную роль в этом процессе играет «Московская электронная школа» (МЭШ), с возможностями которой мэр мегаполиса Сергей Собянин на днях ознакомил президента РФ Владимира Путина. По словам градоначальника, во время учебного года к разным разделам электронной платформы ежедневно обращаются в среднем более 4,5 млн раз. Недавно было решено, что в школах Дагестана и Тюменской области внедрят сервисы федеральной государственной информационной системы «Моя школа», технологической основой для которой служит МЭШ.
МЭШ – это платформа, создающая единую цифровую образовательную среду, объединяющую педагогов, учеников и родителей. В Москве в последние годы уделяют много внимания повышению качества и доступности образования, а проект «Московская электронная школа» стал ключевым технологическим средством для достижения этой цели. Как рассказал мэр Сергей Собянин во время рабочей встречи с президентом Владимиром Путиным, во время учебного года к разным разделам электронных сервисов МЭШ пользователи ежедневно обращаются в среднем более 4,5 млн раз. К платформе подключены все школы Москвы, которые используют ее ключевые сервисы, такие как «Электронный дневник», «Электронный журнал», «Библиотека», карта «Москвенок» и «Портфолио учащегося».
«Электронный дневник» дает возможность ученикам и родителям отслеживать оценки онлайн, следить за расписанием уроков и внешкольных занятий. Там можно видеть заданные учителями домашние задания. Родители могут не только получать всю нужную информацию о том, что проходят дети, но и могут создать уведомление об отсутствии детей на занятиях, оформить справки об обучении или дать согласие на вакцинацию от гриппа. Ежемесячно этот сервис в среднем используют 1,8 млн человек, а в 2023 году к веб-версии электронного дневника и мобильному приложению «Дневник МЭШ» ученики и родители обратились более 418 млн раз.
Другой сервис, «Электронный журнал», используют педагоги – он позволяет планировать содержание учебных программ, уроков и расписание занятий, контролировать успеваемость детей, следить за их посещаемостью, размещать домашние задания, организовывать внеурочную работу и классное руководство, а также другую работу с детьми. В 2022/23 учебном году начало работать мобильное приложение «Журнал МЭШ». Учителя получили доступ к основным функциям электронного журнала в смартфонах. Приложение уже скачали более 90 тыс. раз, а среднее число уникальных пользователей в месяц превысило 46 тыс. Согласно данным разработчиков, в 2023 году учителя использовали веб-версию электронного журнала и мобильного приложения «Журнал МЭШ» более 57 млн раз.
Особо ценная часть платформы – «Библиотека МЭШ», консолидировавшая более 1,6 млн единиц образовательного контента. Там есть сценарии уроков, тестовые задания, учебные пособия, рабочие тетради, художественная литература, виртуальные лаборатории и интерактивные приложения. Каждый день «Библиотеку МЭШ» пополняют своими наработками и материалами почти 37 тыс. столичных учителей. Из них более 2500 получили свыше 6 тыс. грантов за внесенный в развитие платформы вклад.
Также крайне полезен для детей и родителей сервис «Москвенок». Он позволяет контролировать, пришел ли школьник на занятия, что он оплачивал в школьных буфетах, а также дает возможность бесплатно посещать более 90 музеев и выставочных залов Москвы. Сегодня сервис доступен в 4300 образовательных учреждениях Москвы, в том числе в 2300 дошкольных отделениях. Им пользуются 2,3 млн человек, среди которых 1,2 млн обучающихся, 800 тыс. представителей дошкольников и 312 тыс. сотрудников учреждений образования.
Еще один важный сервис – «Портфолио учащегося». В нем собрана информация о том, каких успехов смог достичь ребенок в учебе, исследовательской деятельности, каковы его результаты в олимпиадах, конкурсах, спортивных соревнованиях, культурных и общественных активностях. В раздел «Обо мне» школьники могут сами вносить сведения о том, чем они увлекаются, а затем получать персональные рекомендации по поводу посещения кружков и секций, которые позволят ребенку развиваться с учетом его интересов.
Напомним, согласно решению правительства РФ, МЭШ с 2022 года стала технологической базой для создания регионального сегмента федеральной государственной информационной системы «Моя школа». Подсистемы и цифровые сервисы МЭШ уже используются педагогами, школьниками и родителями в Калужской и Московской областях, а также в Татарстане. В ближайших планах – внедрить платформу «Моя школа» в Тюменской области и Дагестане. Соглашения о сотрудничестве в сфере информационных технологий недавно подписали мэр Москвы Сергей Собянин, глава Дагестана Сергей Меликов и губернатор Тюменской области Александр Моор.