Московские центральные диаметры свяжут столицу не только с Подмосковьем, но и с другими ближайшими регионами. Фото с сайта www.mos.ru
Развитие крупных транспортных проектов дает возможность Москве получать существенный экономический эффект. Как заявил мэр столицы Сергей Собянин на встрече с президентом РФ Владимиром Путиным, например, за счет старта работы Большой кольцевой линии (БКЛ) метрополитена федеральный бюджет и внебюджетные фонды стали богаче на триллион рублей. В Москве, где в последние несколько лет создается новый транспортный каркас, недавно было выполнено сразу несколько крупных транспортных проектов, таких как Московский скоростной диаметр, Московские центральные диаметры, появление которых стало драйвером для экономики прилегающих к ним районов.
На встрече с главой РФ мэр Москвы сообщил ему, что два крупных проекта, в запуске которых президент принимал участие, БКЛ и Московский скоростной диаметр (МСД), успешно действуют. «Большая кольцевая линия метро, скоростной диаметр очень хорошо работают, – сообщил Собянин. – Сегодня уже на БКЛ перевозим в сутки 1,3 млн человек. По скоростному диаметру – 400 тыс. машин ежедневно. Если даже посмотреть экономическую отдачу, то, например, федеральный бюджет и внебюджетные фонды уже получили за счет БКЛ более триллиона рублей экономического эффекта, бюджетного эффекта». По словам главы города, благоприятные для столицы результаты стали заметны уже с момента начала строительства. «Когда сама стройка идет, он (бюджет. – «НГ») уже получает за счет НДС и налогов, ну и мы частями вводили в течение нескольких лет, так что тут выгоды прямые», – констатировал градоначальник.
За первый год действия БКЛ пассажиры совершили по ней более 340 млн поездок, в рабочие дни фиксируется в среднем 1,3 млн поездок. Мегапроекты, которые реализуются в Москве, не только улучшают транспортное обслуживание жителей столичной агломерации, но и обеспечивают долгосрочный экономический эффект. Например, на объектах Большого кольца уже трудоустроено более 6 тыс. горожан. При этом, по данным городских властей, начало движения поездов по Большому кольцу метро существенно увеличило рост деловой активности в районах, прилегающих к станциям. Вокруг них быстро строится жилая и коммерческая недвижимость, что позволило создать еще более 250 тыс. рабочих мест. По словам заместителя мэра Москвы по вопросам экономической политики и имущественно-земельных отношений Владимира Ефимова, до 2030 года количество новых рабочих мест в ближайших к БКЛ районах достигнет почти 400 тыс. При этом уже сейчас новая кольцевая линия выходит на окупаемость, поскольку налоговые доходы бюджета Москвы превысят расходы на создание и содержание инфраструктуры. С 2013 по 2030 год общий объем частных инвестиций в строительство технопарков, офисных и торговых центров, кварталов современного жилья возле БКЛ составит около 5,2 трлн руб.
Большая кольцевая линия метро – мегапроект, который обеспечил Москве впечатляющий экономический эффект. Фото агентства «Москва» |
Кроме уже упомянутого Московского скоростного диаметра, который быстро вошел в топ-3 самых востребованных автомагистралей Москвы, строятся и другие крупные автострады. Например, на частные средства был проложен проспект Багратиона – новая вылетная магистраль на западе столицы, которая позволила водителям втрое быстрее, чем прежде, проезжать по маршруту от Московского международного делового центра «Москва-Сити» до МКАД.
При этом транспортный каркас в Москве продолжит развиваться. Например, в 2024–2026 годах планируется построить 265 км новых дорог. До 2030 года в Москве будут открыты три новые линии метро – Троицкая, Рублево-Архангельская и Бирюлевская. Троицкая линия объединит три столичных района (Даниловский, Котловка и Нагорный) с поселениями Десеновским и Воскресенским, а также с Троицком. Рублево-Архангельская линия пройдет через районы Пресненский, Хорошевский, Хорошево-Мневники, Строгино, Кунцево и свяжет территории Рублево-Архангельского с деловым центром «Москва-Сити». Бирюлевская линия позволит улучшить транспортное обслуживание жителей сразу восьми районов Южного и Юго-восточного административных округов: Даниловского, Нагатинского Затона, Нагатино-Садовников, Москворечья-Сабурова, Печатников, Царицына, Бирюлева Восточного и Бирюлева Западного.
Еще один крупный проект мирового уровня – перевод общественного транспорта Москвы на электричество. В ближайшие шесть лет в рамках новой транспортной программы Москва получит 3800 электробусов, и к 2030 году в мегаполисе будут ходить уже 5300 подобных машин. 800 единиц поступят до конца 2024 года и заменят автобусы на привычных для горожан маршрутах. Отечественные электробусы закуплены городскими властями по контрактам жизненного цикла – производители отвечают за техническую исправность каждой машины в течение 15 лет, а потому стараются поставлять максимально надежную технику. Параллельно создается сеть ультрабыстрых зарядных станций, расположенных вдоль маршрутов городского транспорта, на конечных остановках и в парках для обслуживания машин. Эти станции могут заряжать разные модели электробусов и действуют при температуре от минус 40 до плюс 40 градусов.
В ходе развития транспортной системы в Москве в последнее время много внимания уделяют созданию современных городских вокзалов. Они становятся пунктами для удобной пересадки пассажиров между различными видами транспорта – метро, МЦД, автобусами и трамваями. Иногда такие пункты строятся с нуля, а иногда появляются в результате серьезной модернизации уже существующих объектов, как в случае с Белорусским вокзалом. В 2024 году на границе районов Сокольники и Красносельский откроется еще один московский городской вокзал МЦД-3 – Митьково, где пассажиры смогут быстро пересаживаться на Большую кольцевую и Сокольническую линии метро, а также на наземный городской транспорт. Митьково станет 39-й станцией на МЦД-3 и 81-м городским вокзалом на действующих диаметрах и Московском центральном кольце. Также будет реконструирован московский городской вокзал Щербинка на МЦД-2, на некоторых станциях завершится строительство вестибюлей, будет улучшаться интеграция МЦД с другими видами транспорта.
В целом в Москве в ближайшие годы планируют развивать «рельсовый каркас», который составляют метрополитен, Московские центральные диаметры и городской трамвай. Причем в 2024–2030 годах речь будет идти о его расширении до масштабов всего Центрального транспортного узла, который обслуживает и Москву, и Московскую область, и близлежащие регионы. Во всем Центральном транспортном узле к 2030 году предполагается организовать тактовое движение поездов. Тогда поезда, связывающие столицу с областными центрами и крупнейшими городами Центральной России, будут ходить в шесть раз чаще. В эту систему также вписывается создание сети высокоскоростных магистралей, в частности высокоскоростной магистрали ВСМ-1, которая соединит Москву и Санкт-Петербург. Проект столичные власти планируют выполнять совместно с правительством РФ, компанией «РЖД», Сбером и администрациями сразу нескольких субъектов Федерации. Ожидается, что старт движения ВСМ-1 по маршруту Москва – Тверь – Великий Новгород – Санкт-Петербург даст возможность сократить время в пути между Москвой и Северной столицей с 4 часов 5 минут до 2 часов 15 минут. Выполнение этих амбициозных проектов создаст новую транспортную реальность для 31 млн россиян – жителей не только Москвы, но и регионов Центральной России, а также 8,8 млн человек, которые живут в регионах, относящихся к Северо-Западному транспортному узлу.