Параллельно с закупкой электробусов в Москве идет развитие инфраструктуры, нужной для зарядки и обслуживания этих машин. Фото агентства «Москва»
Московский общественный транспорт продолжают переводить на электрическую тягу. В ближайшие шесть лет в рамках новой транспортной программы Москва получит еще 3800 электробусов. По словам мэра Сергея Собянина, 800 машин поступят до конца 2024 года и заменят автобусы на привычных для горожан маршрутах.
Сейчас по Москве курсирует более 1470 современных электробусов, произведенных в России, причем более 350 из них были поставлены в столицу в 2023 году. Это уже позволило создать крупнейший в Европе парк подобного экологичного транспорта. Машины закуплены городскими властями по контрактам жизненного цикла – производители отвечают за техническую исправность каждой машины в течение 15 лет, а потому стараются поставлять максимально надежную технику. Электробусы в мегаполисе обслуживают на девяти площадках, в том числе в трех специально созданных новых парках.
Электробусы работают в 10 административных округах, и горожане давно привыкли к ним. Электрические машины отличаются плавным и тихим ходом, современным дизайном и ничем не уступают автобусам, при этом являясь более экологичным видом транспорта. К 2030 году в мегаполисе будут ходить уже 5300 электробусов. «Они заменят автобусы на привычных маршрутах. Это положительно скажется на экологии столицы», – заявил московский мэр.
По данным городских властей, среди столичных округов по количеству электробусов на улицах пока лидирует Северо-Восточный административный округ. Там экологичные машины курсируют с 2018 года по 39 маршрутам. В Центральном административном округе электробусы обслуживают 28 городских маршрутов, 6 из них были созданы в 2023 году. В Западном административном округе проложен 21 электробусный маршрут, 4 из них открыты в 2023 году.
Как уже сообщала «Независимая газета», весной 2023 года Москва заключила контракты с КамАЗом и «Группой ГАЗ» на поставку 1200 новых электробусов. В столицу они будут поставлены до конца 2024 года в рамках крупнейшей в Европе закупки этого вида транспорта.
Отметим, что Москва получает самые современные электробусы, которые могут работать без подзарядки почти в два раза дольше первоначально используемых модификаций. Запас хода у них теперь составляет 80 км вместо 40–50. Также у них адаптивное освещение салона, меняющееся в зависимости от времени суток, увеличенный передний указатель маршрута, который лучше виден издалека, электрический отопитель, сводящий влияние на окружающую среду к минимуму. Кроме того, на электробусы установили большие медиаэкраны, показывающие номер маршрута, конечную, текущую и четыре следующие остановки с указанием, где можно пересесть на другие виды транспорта (метро, Московское центральное кольцо, Московские центральные диаметры, аэроэкспрессы).
Для максимально активного использования электробусов в Москве развивают сеть ультрабыстрых зарядных станций, которые располагаются вдоль маршрутов городского транспорта, на конечных остановках и в парках для обслуживания машин. Эти станции подходят для разных моделей электробусов и могут действовать при температуре от минус 40 до плюс 40 градусов. Электробус просто подъезжает к станции и подключает пантограф (подвижная часть токопринимающего устройства) к сети, после чего начинается заряд аккумуляторов.
Кроме того, как уже было сказано, в Москве создаются современные парки для обслуживания электробусов. Первый в России и крупнейший в Европе подобный парк «Красная Пахра» был открыт в 2022 году в Троицком и Новомосковском административном округе – он способен обслуживать 500 машин. В июле прошлого года в Северо-Западном административном округе был открыт второй электробусный парк «Митино» на 300 машин. Третий, на 100 машин, – «Салтыковка» – действует с конца 2023 года в районе Новокосино на востоке Москвы.