Жители столицы даже на участке могли сделать выбор без бумажного бюллетеня, используя специальный терминал для электронного голосования. Фото агентства «Москва»
Ход состоявшихся 8–10 сентября выборов доказал: система электронного голосования в Москве не просто прижилась, но и стала доминировать. Притом что еще несколько лет назад некоторые ее критики утверждали, что горожане вряд ли готовы к переходу на цифровое голосование, в нынешнем сезоне более 82% избирателей использовали именно этот способ волеизъявления. Жители Москвы уже привыкли к тому, что многое в столице – как в сфере услуг, так и при взаимодействии с городскими властями – можно сделать онлайн. Москвичи оплачивают через интернет товары, заказывают такси, оформляют документы, пособия, и потому переход к голосованию в электронном формате оказался безболезненным для избирателей.
Почти из 3,3 млн горожан, участвовавших в выборах мэра, более 2,7 млн проголосовали с помощью системы дистанционного электронного голосования, сообщила глава Мосгоризбиркома Ольга Кириллова. При этом ведомство не зафиксировало никаких сбоев или вмешательств, способных повлиять на результаты волеизъявления горожан. За несколько лет дистанционное электронное голосование из экспериментального проекта превратилось в привычную для миллионов людей процедуру, которая не отнимает много времени. Тем не менее возможность проголосовать по старинке, при помощи бумажного бюллетеня, все еще сохранилась. В нынешнем году горожане могли совместить поход на избирательный участок с голосованием в электронной форме при помощи установленных около урн для голосования специальных терминалов. Почти половина людей, пришедших на участки, использовали это устройство, отказавшись от бумаги. Напомним, для голосования при помощи терминала избирателю нужно было зарегистрироваться у члена избирательной комиссии и пройти процедуру идентификации, после чего появлялась возможность открыть электронный бюллетень. Голосовать с его помощью могут даже слабовидящие и незрячие избиратели, поскольку устройство оснащено наушниками с аудиогидом и пультом, с помощью которого можно сделать выбор. В этом году впервые были использованы и переносные терминалы, с помощью которых избиратели могли проголосовать на дому.
«Я пришел на участок и проголосовал, но разные способы голосования – это важно, – говорит научный директор Российского военно-исторического общества, профессор МГИМО Михаил Мягков. – Например, моя супруга проголосовала электронно. У меня много друзей, которые так голосуют и говорят, что никаких трудностей не испытывают. Это замечательно, очень удобно, что люди имеют такую возможность. Если бы я был в другом месте, то тоже воспользовался бы этим способом».
Исполнительный директор молодежного центра Союза кинематографистов Российской Федерации Дмитрий Якунин голосовал онлайн: «Я уехал в командировку, поэтому, к сожалению, не было возможности пойти на улицу. Это удобно, доступно и прозрачно. Я считаю, что это хороший вариант. Мне кажется, что и та, и другая форма имеют место быть. И есть очень много людей, которые привыкли к стандартной процедуре. Идут на выборы как на праздник. Есть определенный ритуал. Поэтому, мне кажется, этот ритуал должен остаться. Но есть те, кому это недоступно. Те люди, которые в командировках, привыкли удаленно работать. Для них это замечательный вариант, это увеличит количество тех, кто голосует на выборах».
Бизнес и городские власти при развитии IT-сервисов идут параллельно. Жители мегаполиса активно пользуются порталом mos.ru, который стал ядром масштабной цифровизации города и позволяет получать онлайн огромное количество госуслуг. Горожане используют интернет-ресурсы для оплаты парковки, оплаты коммунальных услуг, записи детей в кружки и секции, подают жалобы и предложения по поводу благоустройства города и состояния домов. По данным столичных властей, ежедневно с помощью городских сервисов москвичи решают более 2 млн бытовых задач. Неудивительно, что правительство Москвы в нынешнем году было отмечено Всемирной премией инноваций (World Innovation Award) за развитие технологий и цифровой экосистемы города, а различные московские цифровые решения более 70 раз получали престижные международные премии.
В IT-инфраструктуре Москвы уже образуются собственные тренды. Главный – переход от оказания отдельных услуг к пакетным сервисам, которые комплексно помогают горожанину в какой-то жизненной ситуации. Например, специальный суперсервис создан для поддержки участников программы реновации жилищного фонда – он позволяет оформить все необходимые документы и организовать переезд. При этом с горожанами работают в проактивном формате, предлагая им важные услуги именно на том этапе, когда они нужны, а также сопровождая весь процесс напоминаниями и уведомлениями. Предполагается, что подобные суперсервисы станут крайне важны при развитии цифровой экосистемы столицы РФ на ближайшие годы.
С 2019 года Москва использует собственную разработку – проект «Цифровой двойник», представляющий собой точную 3D-модель города со всеми зданиями, сооружениями, инженерными и транспортными сетями. Она постоянно обновляется с помощью множества фотографий объектов и районов столицы и содержит более 5 тыс. аналитических слоев с данными. Этот проект стал важным инструментом, используемым при принятии управленческих решений о развитии города. Платформа позволяет встроить в нее модель будущего здания, дороги или любого другого объекта и на этапе планирования оценить, как они впишутся в сложившуюся архитектуру и как увеличится нагрузка на инфраструктуру.
В целом в Москве действует набор инструментов, таких как «Электронный дом», «Активный гражданин», «Наш город», с помощью которых горожане могут принимать важные решения на всех уровнях вплоть до общегородского. Потому система электронного голосования в эту инфраструктуру вписалась органично.
«Город за последние 10 лет не просто широко, далеко шагнул – совершил прорыв с точки зрения цифровизации, – говорит председатель комиссии Мосгордумы по безопасности, спорту и молодежной политике Кирилл Щитов. – Москва входит в топы всех рейтингов с точки зрения технологий умного города. Не знаю другого такого мегаполиса, который может с Москвой сравниться по уровню и качеству электронных услуг, которые предоставляются москвичам. Я заказываю продукты, вызываю такси, совершаю онлайн-переводы, оплачиваю онлайн коммунальные платежи. Если нужно опять же пройти диспансеризацию или записаться к врачу – через ЕМИАС тоже очень быстро: заходишь, находишь удобное время записи к конкретному специалисту, к конкретному врачу в нужный день в нужное время. То есть все эти сервисы работают, на себе, что называется, проверяю, сам активно пользуюсь и всем рекомендую».
«Электронные сервисы государственных услуг в Москве очень удобны для использования, они позволяют существенно экономить время, – считает двукратная олимпийская чемпионка по фехтованию Софья Великая. – Я использую электронные сервисы – все, что связано с детьми, транспортом, даже участвую в опросах «Активного гражданина». Это очень удобно. Невероятный прогресс и экономия времени».
Как отмечает первый заместитель председателя комитета Госдумы по науке и высшему образованию Александр Мажуга, мир меняется, а цифровые технологии проникают во все сферы жизни, влияя и на способы выборов мэра: «Цифровизация в Москве действительно является одним из лучших примеров в мировой практике использования цифровых технологий в жизни города. Это мы видим в сфере здравоохранения, когда у нас есть возможность через портал записаться на прием к тому или иному доктору, получить результаты анализов».
«Будущее станет склоняться к современной форме (выборов. – «НГ»), но я думаю, что и не исчезнут сразу традиционные формы голосования, – полагает первый заместитель председателя совета Ассамблеи народов России Владимир Зорин. – Каждая форма коммуникации будет существовать, но еще раз хочу сказать, что есть мегатренд, есть перспектива. Думаю, будущее за новыми формами».