На некоторые станции, среди которых «Нагатинский Затон», пассажиры приезжают, чтобы сфотографироваться. Фото аге
Москвичи активно осваивают Большую кольцевую линию (БКЛ) метро, движение по которой было полностью открыто 1 марта. БКЛ наряду с Московскими центральными диаметрами становится важнейшей частью опорного транспортного каркаса мегаполиса и связующим элементом в столице единой сети, объединяющей маршруты наземного, подземного и пригородного транспорта. Жители Москвы рассказали «НГ», как новая кольцевая позволяет им экономить время при передвижении по городу.
Как уже сообщала «Независимая газета», планируется, что начало полноценного движения поездов по новой линии даст возможность улучшить транспортное обслуживание более 3 млн человек, живущих в 34 районах Москвы. При этом 1,2 млн из них теперь живут в пешей доступности от новых станций. БКЛ стала крупнейшим в мире проектом в области метростроения: всего были построены более 70 км путей, 31 станция и три электродепо. Большое метрокольцо столицы России опередило по протяженности прежнего лидера – Вторую кольцевую линию Пекинского метро длиной 57 км. Напомним, протяженность старой Кольцевой линии метро 19,4 км, то есть в 3,5 раза меньше нового метрокольца.
Первые пять дней вход на станции Большой кольцевой линии метро был бесплатным. Мэр Москвы Сергей Собянин после окончания этого периода подвел некоторые итоги работы нового кольца. По его данным, в дни бесплатного проезда по БКЛ москвичи совершили более 4 млн поездок. Самыми популярными станциями стали «Текстильщики», «Сокольники», «Каширская». При этом более 70% пассажиров переходили на кольцо с других веток, что позволило разгрузить многие другие станции (а прежде всего «Калужскую», «Автозаводскую», «Нагатинскую») почти на 30%. Пассажиропоток на станциях БКЛ, которые работали до 1 марта, вырос на 45%, а на некоторых станциях (например, «Нижегородской», «Авиамоторной», «Электрозаводской» он увеличился более чем в три раза. «Уверен, Большая кольцевая станет одной из самых востребованных линий московского метро. А многие будут выбирать для поездок по городу не личный транспорт, а метрополитен», – считает Собянин.
Эффект от ввода БКЛ пассажиры метрополитена смогут ощутить в первую очередь из-за того, что новое кольцо соединит существующие и перспективные радиальные линии на расстоянии до 10 км от действующей Кольцевой линии, что позволит разгрузить первый (станции внутри кольца) и второй (сама Кольцевая линия) пересадочные контуры метро. Децентрализация перевозок, подразумевающая рассредоточение горожан по территории всего города, без необходимости их проезда через центральную часть позволит сделать поездки более комфортными и в центре, и на окраинах.
Например, старая Кольцевая линия метро сможет разгрузиться примерно на 25%, радиальные направления – до 22%. Ожидается, что снизится и нагрузка на Третье транспортное кольцо и вылетные магистрали (в среднем до 15%), ведь горожане в некоторых случаях предпочтут отказаться от поездок на личных автомобилях в пользу общественного транспорта. А это не только позволит разгрузить городские магистрали, но и благотворно скажется на экологии мегаполиса.
Горожане осваивают необычные траектории движения
Со станций БКЛ можно будет сделать 47 пересадок в рамках единой сети: 23 – на станции метро, три – на Московское центральное кольцо, 21 – на станции Московских центральных диаметров и железной дороги. Судя по подсчетам горожан, после создания новых маршрутов они могут экономить немало времени при ежедневных поездках.
По словам москвича Михаила Зубарева, он стал тратить на дорогу от дома до работы и обратно почти в два раза меньше времени: «От улицы Михаила Певцова мне прежде нужно было добраться до станции «Проспект Вернадского» или до «Калужской» на транспорте, затем ехать по красной или оранжевой ветке несколько станций до Кольцевой, потом проезжать по ней до «Добрынинской» и возвращаться по серой ветке до «Нахимовского проспекта». Это занимало около часа. Альтернативой был автобусный маршрут № 224 тоже примерно на 50 минут. Сейчас на дорогу у меня уходит максимум полчаса: я захожу на «Новаторской», доезжаю до «Севастопольской» и поднимаюсь по серой ветке до «Нахимовского проспекта».
«Я живу неподалеку от метро «Алексеевская» и добираюсь до офиса на «Семеновской», – отмечает москвичка Наталья Орлова. – До запуска станций Большого кольца приходилось доезжать до «Тургеневской», переходить на «Сретенский бульвар», от него ехать до «Чкаловской», пересаживаться на «Курскую» и оттуда до ехать до «Семеновской». Теперь, хотя пересадок осталось, как и прежде, две, проезжать надо на шесть станций меньше, экономия в пути почти 20 минут, то есть 40 минут в день, если считать дорогу на работу и обратно. И что для меня важно, на БКЛ в поездах гораздо свободнее, чем на старых линиях».
Еще одна жительница Москвы, Татьяна Лихоборова, отмечает, что теперь гораздо проще стал ее маршрут от Мякинина до Тропарева, который раньше она предпочитала проделывать на машине: «Появления Большого кольца все ждали давно и не рассчитывали, что оно будет построено так быстро. До начала работы БКЛ поездка к родителям превращалась в небольшой квест с многочисленными переходами с линии на линию. Теперь я добираюсь 45–50 минут с двумя пересадками, но не приходится уезжать в центр, толкаться там на перегруженных станциях и ехать опять на окраину. Да, сейчас путь по-прежнему неблизкий, но стал гораздо удобнее, чем прежде. Не приходится использовать машину, тратить время, пережидая пока на дорогах станет свободнее, – зашла в метро и понимаю, что через определенное время буду на месте».
«Моей дочери, чтобы доехать до метро «Юго-Западная», приходилось делать две пересадки, и сама дорога – примерно час. Сейчас тоже две пересадки, но время в пути сократилось минут на 15, что уже радует, старым путем ехать теперь не хочется, – пишет Наталья. – Стало удобнее добираться, например, с Серпуховской линии на Калужско-Рижскую. Вроде бы линии рядом, но иначе как на автобусах между ними, а то и на велосипеде, как любит делать мой муж, не доехать было. Теперь же – красота, максимум полчаса».
«Мне лично Большая кольцевая очень пригодится: сокращает несколько маршрутов в два раза, – пишет еще одна жительница Москвы, Татьяна. – Поездка к стоматологу будет 14 минут вместо 30; до одного ТЦ, где я часто бываю, раньше было долго добираться, теперь тоже минут 15 от дома до ТЦ, так как это уже соседняя для меня станция, а раньше надо было ехать с пересадками вниз и вверх и на это уходило полчаса, хотя на машине – 10 минут. Так что БКЛ – очень удобно».
Отметим, что строить удобные траектории передвижения по городу с использованием БКЛ горожане могут в приложении «Метро Москвы». Со дня запуска всей Большой кольцевой линии пользователи приложения построили через новые станции уже более миллиона маршрутов.
Транспортная система столицы будет развиваться
Отметим, что при строительстве Большой кольцевой линии заложена техническая база, чтобы в перспективе присоединить к ней новые радиусы метро, в частности Рублево-Архангельскую линию на станции «Народное Ополчение», Троицкую линию на станции «Новаторская» и перспективную линию в Бирюлеве – на «Кленовом бульваре».
На БКЛ уже действуют крупные пересадочные узлы, главный из которых расположен на станции «Нижегородская». Это самый крупный в Европе транспортно-пересадочный узел с перспективным пассажиропотоком в 450 тыс. человек в сутки, объединяющий две линии метро, Московское центральное кольцо и перспективный Киевско-Горьковский четвертый Московский центральный диаметр (МЦД-4). «Деловой центр» стал точкой пересечения трех линий метро, МЦК и Белорусско-Савеловский МЦД-1, «Савеловская» – двух линий метрополитена и МЦД-1. А крупный пересадочный узел на «Кунцевской» объединяет три линии метро и МЦД-1. «Мичуринский проспект» позволяет пересесть на Солнцевскую линию, которая идет в районы Солнцево, Ново-Переделкино, на территорию Новой Москвы. В будущем также появятся крупные пересадочные узлы на станциях «Рижская», «Печатники», «Текстильщики».
Напомним, для создания Большого кольца метростроители уложили около 142 км путей, построили с нуля 28 станций и полностью реконструировали три станционных комплекса. При сооружении БКЛ было использовано более 1 млн куб. м бетона, разработано более 5,5 млн куб. м грунта. В пиковые периоды на объектах БКЛ единовременно работало до 11,5 тыс. сотрудников. Тоннели прокладывали 33 тоннелепроходческих механизированных комплекса (ТПМК) – четыре десятиметровых и 29 шестиметровых. В марте 2020 года в Москве был установлен рекорд Гиннесса: в одно время на одном проекте (в рамках Программы развития московского метро) работали 23 ТПМК, и большинство из них участвовали в создании Большого кольца.