0
7715
Газета Москва Печатная версия

05.03.2023 17:54:00

Большое кольцо метро полностью вплетено в транспортную сеть Москвы

Завершение масштабнейшего строительного проекта позволит облегчить передвижение миллионов горожан

Тэги: москва, экономика, метро, метрополитен, бкл, новые технологии


москва, экономика, метро, метрополитен, бкл, новые технологии На нескольких станциях БКЛ, например в «Марьиной Роще», формирующие тоннель тюбинги сделали элементом дизайна. Фото агентства «Москва»

Главным событием недели в Москве стало открытие движения поездов на всем протяжении Большой кольцевой линии метрополитена. Московское большое кольцо подземки стало самым протяженным в мире и соединило действующие и перспективные радиальные линии метро на некотором отдалении от старой Кольцевой линии. Это дает возможность разгрузить как последнюю, так и станции в историческом центре столицы. Запуск линии позволил улучшить транспортное обслуживание миллионов москвичей, поможет развивать территории, расположенные у новых станций, и станет еще одним драйвером экономики мегаполиса.

Строительство БКЛ стало крупнейшим в мире проектом в области метростроения – всего было построено более 70 км путей, 31 станций и три электродепо. Большое метрокольцо столицы России опередило по протяженности прежнего лидера – Вторую кольцевую линию Пекинского метро, длиной 57 км. Напомним, протяженность старой Кольцевой линии метро 19,4 км, то есть в 3,5 раза меньше нового метрокольца. Открытие полноценного движения по новой линии позволит улучшить транспортное обслуживание более 3 млн человек из 34 районов, а 1,2 млн человек теперь живут в пешей доступности от новых станций. Свидетельством важности проекта стало то, что вместе с мэром Москвы Сергеем Собяниным полноценное движение на БКЛ открыл президент РФ Владимир Путин. «Мы открываем девять станций Большой кольцевой линии московского метро, – отметил глава РФ. – Это был завершающий этап масштабного строительства. Сергей Семенович мне неоднократно докладывал о том, как эта стройка идет. Теперь новая кольцевая линия полностью введена в строй, и она стала доступна для поездок по всей протяженности. Я поздравляю москвичей и жителей Московской области с этим замечательным событием», – сказал Владимир Путин на церемонии открытия. «Большая кольцевая линия значительно улучшит работу московского метро, а вместе с ней и всей транспортной системы Москвы. Десятки более коротких и удобных маршрутов, десятки миллионов сэкономленных часов, больше комфорта для миллионов пассажиров и возможности для развития подземки на долгие годы вперед – вот что значит для Москвы наше новое Большое кольцо. Успешная реализация проекта БКЛ – итог работы всех городских служб, строительного комплекса», – заявил Собянин.

Как отмечает гендиректор «Мосинжпроекта» Юрий Кравцов, для создания Большого кольца метростроители уложили около 142 км путей, построили с нуля 28 станций и полностью реконструировали три станционных комплекса. При сооружении БКЛ было использовано более 1 млн куб. м бетона, разработано более 5,5 млн куб. м грунта. В пиковые периоды на объектах БКЛ единовременно работало до 11,5 тыс. сотрудников. Тоннели прокладывали 33 тоннелепроходческих механизированных комплекса (ТПМК) – четыре 10-метровых и 29 шестиметровых. В марте 2020 года в Москве был установлен рекорд Гиннесса – в одно время на одном проекте (в рамках Программы развития московского метро) работали 23 ТПМК, и большинство из них участвовали в создании Большого кольца.

Пути строились с помощью виброгасящей технологии – LVT-шпал (Low Vibration Track – путь пониженной вибрации). При ней для укладки рельсов используются бетонные блоки, которые размещают на эластичные прокладки в специальных резиновых чехлах, а затем объединяют в одно целое с бетонным основанием пути. Это позволяет уменьшить шум при движении поезда. Кроме того, при строительстве БКЛ использовали бесстыковой путь, минимизируя количество стыков рельсов. А чем их меньше, тем более плавно и тише ездят поезда. По БКЛ курсирует около 100 современных российских составов «Москва-2020», которые уже полюбились москвичам за их комфортность: у них широкие двери и межвагонные переходы, есть USB-зарядки у сидений, большие информационные дисплеи, а также системы кондиционирования и обеззараживания воздуха.

Также при проектировании станций Большой кольцевой линии использовали технологии информационного моделирования, которые сейчас активно внедряются московским стройкомплексом. Это дало возможность сократить сроки строительства на несколько месяцев. В частности, с помощью элементов информационного моделирования специалисты разработали прокладку трасс инженерных систем станций «Терехово» и «Кунцевская», выполнили расстановку оборудования, полностью увязав его между собой.

Каждая станция уникальна, а дизайн шести из них был выбран в ходе трех открытых международных архитектурных конкурсов. Путевые стены трех станций БКЛ – «Савеловская», «Марьина Роща» и «Рижская» – выполнены в стиле лофт: при их оформлении не стали закрывать тюбинговую обделку тоннелей, которая стала украшением станций, и превратили транспортные пункты в своего рода музей метро, позволяющий понять, как строятся подобные объекты. При этом «Марьина Роща» стала одной из самых необычных и сложных на Большом кольце: ее строили «горным» способом на отметке в 70 м под землей. Это самая глубокая станция на БКЛ, а ее эскалаторы – самые длинные во всем московском метро, 130 м.

А при отделке «Воронцовской» впервые в истории Московского метрополитена использовали искусственный камень – кварцевый агломерат, который обладает хорошей износостойкостью и не образует трещин после ударов. Подобный искусственный камень позволяет разнообразить цветовую гамму используемых материалов, что очень важно для отделочных работ.

На станции «Новаторская» в качестве отделочного материала для создания подвесного потолка было впервые использовано стекло. Потолок состоит из разноформатных панелей из триплекса с цветной пленкой трех оттенков оранжевого цвета, что предоставило возможность создать необычные визуальные эффекты за счет отражения и преломления света. Примененная на станции «Терехово» технология цифровой печати по бетону также является новой для московского метро.

При оформлении перехода в кассовый зал станции «Нагатинский затон» использовали довольно редкую технику декорирования, называемую «интарсия по камню», при которой один материал врезают в толщу другого. Изображения рыб Московского региона создали с помощью углублений в мраморе, которые затем были заполнены краской. А в наземном павильоне потолок смонтирован в виде золотой чешуи. Кстати, дизайн этой станции выбран в ходе открытого международного конкурса, победителем которого стало московское архитектурное бюро Za Bor Architects.

При создании облика станции «Кленовый бульвар» учитывались традиции и образы русского зодчества – например, входные павильоны напоминают силуэты дворца Алексея Михайловича в Коломенском. Силуэт, характерный для традиционных элементов русской архитектуры, подчеркивает пластика свода потолка платформы. Дизайн был разработан победителем международного конкурса архитектурным бюро ARCHSLON.

На платформе станции «ЦСКА», оформленной в сине-красных цветах знаменитой спортивной команды, размещены четыре бронзовые скульптуры – лыжника, баскетболиста, хоккеиста и футболиста, созданные студией военных художников им. М.Б. Грекова. Фигуры устанавливали за месяц до пуска станции, и так вышло, что объемные тяжелые монументы нельзя было опустить на готовую платформу. А потому их пришлось упаковывать и опускать в котлован за станцией «Деловой центр», а затем везти по тоннелям до «ЦСКА». Отметим, что на «ЦСКА» установлено самое большое количество подъемных механизмов на Большой кольцевой линии – 24 эскалатора.

Развитие транспортной системы помогает экономике Москвы расти. Только для обеспечения эксплуатации БКЛ в Московском метрополитене было создано более 6 тыс. новых рабочих мест: городу потребовались машинисты электропоездов, дежурные по станции, монтеры путей, электромонтеры по ремонту и обслуживанию электрооборудования, слесари-электрики по обслуживанию и ремонту оборудования, инспектора службы безопасности и другие сотрудники. Но еще более важно то, что открытие станций БКЛ стимулирует развитие близких к ним территорий – там появляются новые предприятия, бизнесмены активнее осваивают прилегающие участки, выполняя там новые девелоперские проекты. Согласно экспертным оценкам, к 2030 году в зоне притяжения новых станций БКЛ появится более 390 тыс. новых рабочих мест. А объем налогов, дополнительно поступивших в московский бюджет благодаря строительству недвижимости и росту деловой активности вблизи новых станций БКЛ, уже в 2024 году превысит расходы на строительство этой линии.

Столичное метро продолжает развиваться, и у БКЛ есть важная особенность: проектировщики и строители предусмотрели возможности для присоединения к ней новых радиусов метро. В частности, Рублево-Архангельская линия подключится на станции «Народное Ополчение», Троицкая линия – на станции «Новаторская», а перспективная линия в Бирюлеве – на «Кленовом бульваре». Напомним, с 2011 года в российской столице было построено и реконструировано 225 км линий, 109 станций, 4 дополнительных вестибюля, 11 электродепо Московского метрополитена и Московского центрального кольца. Сеть метрополитена Москвы при этом увеличилась в 1,5 раза. 




Читайте также


Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
1216
Сирия без американцев станет угрозой для курдов

Сирия без американцев станет угрозой для курдов

Игорь Субботин

Противники Турции готовятся к сокращению помощи Пентагона

0
1897
В ноябре опросы предприятий показали общую стабильность

В ноябре опросы предприятий показали общую стабильность

Михаил Сергеев

Спад в металлургии и строительстве маскируется надеждами на будущее

0
2102
Константин Ремчуков. Си Цзиньпина в поездке на саммит АТЭС в Перу сопровождали 400 чиновников и бизнесменов

Константин Ремчуков. Си Цзиньпина в поездке на саммит АТЭС в Перу сопровождали 400 чиновников и бизнесменов

Константин Ремчуков

Мониторинг ситуации в Китайской Народной Республике по состоянию на 18.11.24

0
2909

Другие новости