Спортивные объекты «Лужников» и Воробьевых гор соединяет канатная дорога. Фото с сайта www.mos.ru
Модернизация московских набережных будет активно продолжаться и в 2023 году. Более того, Воробьевская набережная станет одним из самых важных объектов благоустройства мегаполиса, заявил мэр Сергей Собянин. Также до конца года будет открыт участок Крутицкой набережной от Новоспасского моста в сторону Симоновской набережной и завершится реконструкция территории вокруг Южного речного вокзала. Модернизация территорий, прилегающих к Москве-реке, позволяет не только создавать новые общественные пространства и места для отдыха и занятий спортом, но и помогает превратить главную водную артерию столицы РФ в звено городской транспортной инфраструктуры.
Реконструкция набережных в Москве – важный проект, который стартовал несколько лет назад. Десятилетиями берега главной водной артерии столицы использовались малоэффективно – только четверть всех набережных благоустроена, и это при том, что длина фарватера Москвы-реки в пределах МКАДа составляет примерно 80 км, а вся береговая линия с заливами и затонами растянулась более чем на 200 км. Многие прибрежные участки представляли собой заброшенные и неизвестные большинству жителей города пространства. Модернизация набережных позволяет создать систему взаимоувязанных территорий, прилегающих к Москве-реке, которая превратит главную водную артерию столицы не только в место для отдыха, но и в связующее звено городской транспортной инфраструктуры. Ведь в мегаполисе планируют более активно использовать воду как транспортную магистраль, развивая новую систему общественного транспорта – речные электротрамваи. В 2023 году они уже начнут курсировать по Москве-реке, и первый маршрут будет пролегать от Филей до Киевского вокзала. В дальнейшем планируется организовать второй маршрут – Автозаводский мост – Печатники. Новые речные трамвайчики будут причаливать к причалам с электрозаправками, несколько десятков которых разместят у берегов Москвы-реки. Оплатить проезд можно будет картой «Тройка», единым проездным билетом, банковской картой или используя биометрическую систему Face Pay.
Спортивные кластеры, разделенные водой
Мэр Москвы Сергей Собянин назвал реконструкцию Воробьевской набережной одним из самых важных объектов благоустройства 2023 года. Она будет 37-й набережной, которые городские власти успели привести в порядок за последние годы, создав протяженные прогулочные маршруты вдоль Москвы-реки. Благоустройство набережной вписывается в программу возрождения крупного спортивного кластера на Воробьевых горах, которая близится к завершению. В конце прошлого года здесь после реконструкции начал действовать горнолыжный склон мирового уровня. Там готовы три трассы – длиной 200 м, 254 м и 333 м, лыжный трамплин К-40 (К-20) с совмещенным столом приземления и судейской башней, кресельная канатная дорога (290 м), сноуборд-парк, детский склон с бугельным подъемником, зона отдыха для горнолыжников «Альпийская деревня», пункты проката и хранения горнолыжного инвентаря, раздевалки и тренерские, помещения Московской горнолыжной академии и детской горнолыжной школы «Новая лига». В декабре прошлого года была открыта эскалаторная галерея, позволяющая за несколько минут добраться от станции метро «Воробьевы горы» до Московского государственного университета, Дома пионеров, смотровой площадки и спортивного кластера на Воробьевых горах. Еще в 2018 году была открыта канатная дорога, которая связала горнолыжный комплекс и улицу Косыгина с «Лужниками», где уже сформирован и продолжает развиваться еще один городской спортивный кластер.
По словам московского мэра, проект благоустройства Воробьевской набережной состоит из двух самостоятельных частей – реконструкции собственно набережной Москвы-реки и Аллеи Славы вдоль улицы Косыгина. «Воробьевская – одна из немногих пешеходных набережных Москвы-реки. Больше 100 лет москвичи приезжают сюда, чтобы подышать свежим воздухом и отдохнуть от городской суеты. И естественно, что любые работы по благоустройству в этом месте должны быть максимально бережными и щадящими, – отмечает Собянин. – Ходьба, бег и велосипед – три главных способа проведения досуга на Воробьевской набережной, к которым последние годы добавились самокаты, лыжероллеры и прочие современные средства передвижения. Для любителей бега сделаем специальную дорожку с комфортным покрытием – пружинящим и травмобезопасным. Для поклонников быстрой езды создадим двустороннюю велороллерную трассу. Более удобными и разнообразными станут и пешие прогулки. Длина пеших маршрутов на склонах Воробьевых гор вырастет почти на 3 км».
На крыше одного из причальных сооружений планируется открыть небольшую смотровую площадку с красивым видом на воду, речные трамвайчики и расположенные напротив «Лужники». В процессе благоустройства отремонтируют имеющиеся лестничные спуски к Москве-реке, очистят гранит причалов, а воздушные провода уберут под землю. Также на обновленном общественном пространстве установят новые указатели, светильники и архитектурно-художественную подсветку.
Новые электрические речные трамваи проходят испытания. Фото агентства «Москва» |
В средней части аллеи планируют устроить небольшую экологическую площадку на сваях с покрытием из террасной доски, где благодаря специальным стендам можно будет узнать о флоре и фауне заказника «Воробьевы горы». У выхода из эскалаторной галереи организуют небольшую площадь, где разместят стенд с трехмерной картой окружающей территории, позволяющей ориентироваться во время прогулки.
«Окинуть взглядом красивейший городской пейзаж, открывающийся с Воробьевых гор, можно будет удобно устроившись на «Зеленой трибуне». Новая смотровая зона в виде амфитеатра с деревянными сиденьями будет установлена рядом со входом на новый аттракцион Zipline – полет над Москвой-рекой по 700-метровому стальному канату», – отмечает Собянин, по словам которого благоустройство Воробьевской набережной и создание Аллеи спортивной славы станут «прекрасным завершением возрождения уникального природного и спортивного кластера «Воробьевы горы».
Южный речной вокзал равняется на Северный
Кроме того, почти завершена масштабная реконструкция Южного речного вокзала, набережная у которого также будет благоустроена. «Два с половиной года назад мы вернули к жизни Северный речной вокзал. И сегодня без этой прекрасной территории уже невозможно представить общественную жизнь столицы. От Северного речного вокзала вновь отходят круизные и прогулочные суда. А в парке отдыхают взрослые и беззаботно резвятся дети. Только за прошлый год вокзал принял более 2,6 млн гостей. Этот успех вдохновил на возрождение Южного речного вокзала в Нагатинской пойме, который более 25 лет назад выпал из общественного пространства Москвы», – констатировал Собянин.
Реконструкция Южного речного вокзала стартовала весной 2021 года, и к сегодняшнему дню работы почти завершены как снаружи, так и внутри здания. Уже нынешней весной от вокзала начнут отходить прогулочные суда, он станет одной из крупных остановок на регулярном водном маршруте Печатники – Автозаводский мост. Набережную у вокзала приведут в порядок – заменят асфальт, уложат гранитную плитку, установят фонари с энергосберегающими светильниками, лестничные спуски, установят современное леерное ограждение. Южный речной вокзал будет связан пешеходным маршрутом с парком аттракционов «Остров мечты» – горожане смогут прибыть по воде на электрических судах, а после посещения развлекательного центра отправиться на прогулку по Москве-реке.
Также после реконструкции до конца года будет открыт участок Крутицкой набережной от Новоспасского моста в сторону Симоновской набережной. Здесь появится новое общественное пространство для отдыха и прогулок горожан. Благоустройство облегчит горожанам доступ в жилые кварталы неподалеку и в спортивный комплекс «Торпедо» имени Эдуарда Стрельцова. Здесь появится дорога с двумя полосами движения в каждом направлении, а территория будет дополнена газонами и цветниками, деревьями и кустарниками.