0
4721
Газета Москва Печатная версия

19.02.2023 17:58:00

Ученые устроили научный ажиотаж в московских школах

Академики, профессора и кандидаты наук прочитали лекции столичным ученикам

Тэги: москва, просветительская акция, ученые, лекции, школы


москва, просветительская акция, ученые, лекции, школы Ученики школы № 1434 узнали от специалиста по геолого-минералогии Виолетты Шаниной об извержениях вулканов. Фото с сайта www.mos.ru

В Москве состоялась ежегодная просветительская акция «Ученые – в школы», направленная на популяризацию науки и приуроченная ко Дню российской науки. К акции присоединились более 200 школ. Встречи с научными сотрудниками помогают ученикам найти идеи для собственных исследований и проектов и даже определиться с будущей профессией.

Примерно за две недели февраля около 250 экспертов прочитали столичным школьникам разного возраста почти 300 лекций. Лекторы – лауреаты Премии правительства Москвы молодым ученым, члены-корреспонденты Российской академии наук, профессора вузов, сотрудники научно-исследовательских центров – постарались в доступной форме объяснить детям сложные химические, биологические, экономические, физические процессы. Научные сотрудники поделились с учениками знаниями в разных сферах – от геологии до вирусологии и медицины. Также они рассказывали, как на практике можно пользоваться знаниями.

Встречи в формате «Ученые – в школы» состоялись в 200 учебных заведениях столицы. Особенно полезны подобные встречи оказываются ученикам предпрофессиональных классов. Школьники могут задавать ученым вопросы и участвовать в дискуссиях и потому имеют возможность глубже погрузиться в интересующие их сферы и получить новые идеи для проектов, которые будут защищать на научно-практических конференциях. «Акция не только делает науку популярнее среди учащихся, – отмечает мэр Москвы Сергей Собянин. – Она помогает ребятам определиться с будущей профессией и найти идеи для собственных исследований и проектов. За два года столичные ученые прочитали для школьников больше 560 лекций».

«Мы активно вовлекаем молодых ученых – лауреатов Премии правительства Москвы в просветительские и профориентационные проекты, такие как, например, «Ученые – в школы», – говорит заместитель руководителя Департамента образования и науки Москвы Александр Тверской. – Лауреаты читают научно-популярные лекции, проводят открытые уроки, семинары для ребят, знакомят их с новейшими изобретениями и научными разработками, рассказывают им о своем пути в профессию. Своей увлеченностью они демонстрируют, что работать в сфере науки в столице перспективно и престижно. Ребята с большим интересом участвуют в этих занятиях, используют возможность напрямую задать сотрудникам ведущих вузов и научных учреждений вопросы и получить ответы, обсудить свои идеи, проекты, поговорить о глобальных вопросах развития научных знаний и применении их в обычной жизни».

37-8-11480.jpg
Известный исследователь Дмитрий Проценко
рассказал школьникам о том, что кровь
на самом деле – это ткань. 
Фото из Telegram-канала Московского
городского методического центра
Например, заместитель директора Института клинической морфологии и цифровой патологии Первого МГМУ им. Сеченова Дмитрий Проценко в школе №138 рассказывал о крови – о том, как проводят ее клинический анализ, сколько на самом деле групп крови существует, почему людям так важно знать о резус-факторе. Причем ученый не только рассказывал, но и много спрашивал школьников, а те с удовольствием делились своими представлениями о предмете обсуждения. «Такие мероприятия, как «Ученые – в школы», очень важны, потому что связывают непосредственно общеобразовательную школу и вуз, перекидывают «мостик», чтобы для ребят наука не была чем-то новым и неизведанным, – считает Проценко. – И мы находим здесь общие точки соприкосновения и, в общем-то, помогаем их профориентации. Я сознательно задавал детям вопросы из текущей программы школы и даже первого курса вуза и заметил, что они знают многие вещи, на которых спотыкаются некоторые наши студенты. Это меня очень порадовало».

А кандидат биологических наук, профессор кафедры фармакологии Института фармации им. Нелюбина Первого МГМУ им. Сеченова Владимир Чубарев в Курчатовской школе прочел лекцию «Связь прогресса в биологических и смежных науках с успехами фармакологии». Ученый рассказывал о прогрессе в области химии, физики, биологии и медицины на примере российских и других нобелевских лауреатов и влиянии этих достижений на развитие фармакологических научных школ. Много внимания лектор уделил достижениям представителей Сеченовского университета в молекулярной биологии, персонифицированной медицине, биоинформатике, фармакогеномике, эпигенетике, антибактериальной химиотерапии. Особенно заинтересовало школьников то, что уже с первых лет учебы под руководством опытных наставников студенты университета могут участвовать в исследованиях и разработках.

Старший научный сотрудник геологического факультета МГУ Виолетта Шанина читала лекцию «Осторожно, извержение вулкана!» в школе №1434. Слушатели смогли больше узнать о вулканологии, о типах и категориях вулканов, закономерности распределения вулканов на планете, о вулканогенных породах, о научном прогнозировании извержений. Также ученики увидели образцы различных минералов и могли попробовать определить их название, плотность, класс твердости.

Профессор кафедры фтизиопульмонологии и торакальной хирургии им. Перельмана Первого МГМУ им. Сеченова Иван Мартел в школе №2036 во время выступления «Туберкулез, что должен знать каждый» рассказывал ученикам о симптомах, последствиях и мерах профилактики опасного заболевания, факторах риска, а также об истории фтизиологической науки.

А профессор Института проблем механики им. А.Ю. Ишлинского Российской академии наук Юлий Чашечкин в школе №1561 читал лекцию «Капли – в литературе, музыке, искусстве, математике, физике, технологиях – загадка неиссякаемости темы».

В школе же №1412 доцент Первого МГМУ им. Сеченова Павел Петрук выступил с лекцией «Медикаментассоциированные остеонекрозы лицевого черепа».

Доктор медицинских наук, доцент Первого МГМУ им. Сеченова Анна Махова провела в школе №1354 «Вектор» лекцию «Витаминный квест: от колы до моркови» – со школьниками обсуждалось правильное питание, витамины, биологически активные добавки и опасность гипервитаминоза.

Напомним, акцент на раннюю профориентацию школьников – тенденция, которой в Москве следуют уже не один год. Например, более 75% столичных старшеклассников учатся в предпрофессиональных классах. Почти каждая городская школа присоединилась к одному или нескольким проектам предпрофессионального образования, впервые стартовавшим восемь лет назад. Сейчас направлений девять – есть предпринимательские, кадетские, инженерные, медицинские, академические, спортивные, ИТ, медиаклассы и педагогические классы, всего около тысячи на всю Москву. В сентябре 2023 года открылись и новые направления – космический и авиастроительный классы. Значительную часть учебного времени подростки в предпрофессиональных классах тратят на погружение в профессию – специализированные уроки, лекции, практики, участвуют в тематических конференциях, слушают лекции преподавателей профильных вузов. Успешно сдав предпрофессиональный экзамен, они могут получить 10 баллов к результатам ЕГЭ.

А программа «Медицинский класс в московской школе», действующая с 2015 года, вошла в сотню главных образовательных проектов мира, сообщил мэр Сергей Собянин. Ученики десятых медицинских классов городских школ, которые начали обучение в колледжах по программе «Младшая медицинская сестра», получат специальные свидетельства о профессиональной подготовке и в будущем смогут использовать его при устройстве на работу. Ученики этих профессиональных классов уже смогли наблюдать за работой медиков в городских амбулаториях, а весной школьники посетят крупнейшие московские стационары и подстанции скорой помощи – там они смогут узнать, как устроены медицинские учреждения, и познакомиться с потенциальными работодателями. Обучение школьников в предпрофессиональных медицинских классах идет по новому стандарту образования и выстраивается по тематическим блокам. Ученики изучают правила общения с пациентами и коллегами, основы инфекционной безопасности, навыки ухода за пациентами, учатся оказывать первую помощь при угрожающих состояниях. Полученные знания отрабатывают на симуляторах и тренажерах. Предполагается, что, рано начав с азов, они потом осознанно продолжат карьеру в медицинской сфере. 


Читайте также


Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Татьяна Астафьева

Проект комплексного развития территорий поможет ускорить выполнение программы реновации

0
827
На севере Красноярского края пересчитали диких оленей

На севере Красноярского края пересчитали диких оленей

Елена Крапчатова

Сибирские ученые при поддержке "Роснефти" провели самый масштабный мониторинг миграции важных для Арктики животных

0
1060
Союз театральных деятелей готовится к 150-летию

Союз театральных деятелей готовится к 150-летию

Елизавета Авдошина

В Москве впервые прошел форум председателей его региональных отделений

0
2077
Программа реновации в Академическом районе Москвы выполняется максимально эффективно

Программа реновации в Академическом районе Москвы выполняется максимально эффективно

Татьяна Астафьева

Переехать в комфортное современное жилье могут не только собственники квартир

0
889

Другие новости