0
5029
Газета Москва Печатная версия

19.02.2023 17:58:00

Ученые устроили научный ажиотаж в московских школах

Академики, профессора и кандидаты наук прочитали лекции столичным ученикам

Тэги: москва, просветительская акция, ученые, лекции, школы


москва, просветительская акция, ученые, лекции, школы Ученики школы № 1434 узнали от специалиста по геолого-минералогии Виолетты Шаниной об извержениях вулканов. Фото с сайта www.mos.ru

В Москве состоялась ежегодная просветительская акция «Ученые – в школы», направленная на популяризацию науки и приуроченная ко Дню российской науки. К акции присоединились более 200 школ. Встречи с научными сотрудниками помогают ученикам найти идеи для собственных исследований и проектов и даже определиться с будущей профессией.

Примерно за две недели февраля около 250 экспертов прочитали столичным школьникам разного возраста почти 300 лекций. Лекторы – лауреаты Премии правительства Москвы молодым ученым, члены-корреспонденты Российской академии наук, профессора вузов, сотрудники научно-исследовательских центров – постарались в доступной форме объяснить детям сложные химические, биологические, экономические, физические процессы. Научные сотрудники поделились с учениками знаниями в разных сферах – от геологии до вирусологии и медицины. Также они рассказывали, как на практике можно пользоваться знаниями.

Встречи в формате «Ученые – в школы» состоялись в 200 учебных заведениях столицы. Особенно полезны подобные встречи оказываются ученикам предпрофессиональных классов. Школьники могут задавать ученым вопросы и участвовать в дискуссиях и потому имеют возможность глубже погрузиться в интересующие их сферы и получить новые идеи для проектов, которые будут защищать на научно-практических конференциях. «Акция не только делает науку популярнее среди учащихся, – отмечает мэр Москвы Сергей Собянин. – Она помогает ребятам определиться с будущей профессией и найти идеи для собственных исследований и проектов. За два года столичные ученые прочитали для школьников больше 560 лекций».

«Мы активно вовлекаем молодых ученых – лауреатов Премии правительства Москвы в просветительские и профориентационные проекты, такие как, например, «Ученые – в школы», – говорит заместитель руководителя Департамента образования и науки Москвы Александр Тверской. – Лауреаты читают научно-популярные лекции, проводят открытые уроки, семинары для ребят, знакомят их с новейшими изобретениями и научными разработками, рассказывают им о своем пути в профессию. Своей увлеченностью они демонстрируют, что работать в сфере науки в столице перспективно и престижно. Ребята с большим интересом участвуют в этих занятиях, используют возможность напрямую задать сотрудникам ведущих вузов и научных учреждений вопросы и получить ответы, обсудить свои идеи, проекты, поговорить о глобальных вопросах развития научных знаний и применении их в обычной жизни».

37-8-11480.jpg
Известный исследователь Дмитрий Проценко
рассказал школьникам о том, что кровь
на самом деле – это ткань. 
Фото из Telegram-канала Московского
городского методического центра
Например, заместитель директора Института клинической морфологии и цифровой патологии Первого МГМУ им. Сеченова Дмитрий Проценко в школе №138 рассказывал о крови – о том, как проводят ее клинический анализ, сколько на самом деле групп крови существует, почему людям так важно знать о резус-факторе. Причем ученый не только рассказывал, но и много спрашивал школьников, а те с удовольствием делились своими представлениями о предмете обсуждения. «Такие мероприятия, как «Ученые – в школы», очень важны, потому что связывают непосредственно общеобразовательную школу и вуз, перекидывают «мостик», чтобы для ребят наука не была чем-то новым и неизведанным, – считает Проценко. – И мы находим здесь общие точки соприкосновения и, в общем-то, помогаем их профориентации. Я сознательно задавал детям вопросы из текущей программы школы и даже первого курса вуза и заметил, что они знают многие вещи, на которых спотыкаются некоторые наши студенты. Это меня очень порадовало».

А кандидат биологических наук, профессор кафедры фармакологии Института фармации им. Нелюбина Первого МГМУ им. Сеченова Владимир Чубарев в Курчатовской школе прочел лекцию «Связь прогресса в биологических и смежных науках с успехами фармакологии». Ученый рассказывал о прогрессе в области химии, физики, биологии и медицины на примере российских и других нобелевских лауреатов и влиянии этих достижений на развитие фармакологических научных школ. Много внимания лектор уделил достижениям представителей Сеченовского университета в молекулярной биологии, персонифицированной медицине, биоинформатике, фармакогеномике, эпигенетике, антибактериальной химиотерапии. Особенно заинтересовало школьников то, что уже с первых лет учебы под руководством опытных наставников студенты университета могут участвовать в исследованиях и разработках.

Старший научный сотрудник геологического факультета МГУ Виолетта Шанина читала лекцию «Осторожно, извержение вулкана!» в школе №1434. Слушатели смогли больше узнать о вулканологии, о типах и категориях вулканов, закономерности распределения вулканов на планете, о вулканогенных породах, о научном прогнозировании извержений. Также ученики увидели образцы различных минералов и могли попробовать определить их название, плотность, класс твердости.

Профессор кафедры фтизиопульмонологии и торакальной хирургии им. Перельмана Первого МГМУ им. Сеченова Иван Мартел в школе №2036 во время выступления «Туберкулез, что должен знать каждый» рассказывал ученикам о симптомах, последствиях и мерах профилактики опасного заболевания, факторах риска, а также об истории фтизиологической науки.

А профессор Института проблем механики им. А.Ю. Ишлинского Российской академии наук Юлий Чашечкин в школе №1561 читал лекцию «Капли – в литературе, музыке, искусстве, математике, физике, технологиях – загадка неиссякаемости темы».

В школе же №1412 доцент Первого МГМУ им. Сеченова Павел Петрук выступил с лекцией «Медикаментассоциированные остеонекрозы лицевого черепа».

Доктор медицинских наук, доцент Первого МГМУ им. Сеченова Анна Махова провела в школе №1354 «Вектор» лекцию «Витаминный квест: от колы до моркови» – со школьниками обсуждалось правильное питание, витамины, биологически активные добавки и опасность гипервитаминоза.

Напомним, акцент на раннюю профориентацию школьников – тенденция, которой в Москве следуют уже не один год. Например, более 75% столичных старшеклассников учатся в предпрофессиональных классах. Почти каждая городская школа присоединилась к одному или нескольким проектам предпрофессионального образования, впервые стартовавшим восемь лет назад. Сейчас направлений девять – есть предпринимательские, кадетские, инженерные, медицинские, академические, спортивные, ИТ, медиаклассы и педагогические классы, всего около тысячи на всю Москву. В сентябре 2023 года открылись и новые направления – космический и авиастроительный классы. Значительную часть учебного времени подростки в предпрофессиональных классах тратят на погружение в профессию – специализированные уроки, лекции, практики, участвуют в тематических конференциях, слушают лекции преподавателей профильных вузов. Успешно сдав предпрофессиональный экзамен, они могут получить 10 баллов к результатам ЕГЭ.

А программа «Медицинский класс в московской школе», действующая с 2015 года, вошла в сотню главных образовательных проектов мира, сообщил мэр Сергей Собянин. Ученики десятых медицинских классов городских школ, которые начали обучение в колледжах по программе «Младшая медицинская сестра», получат специальные свидетельства о профессиональной подготовке и в будущем смогут использовать его при устройстве на работу. Ученики этих профессиональных классов уже смогли наблюдать за работой медиков в городских амбулаториях, а весной школьники посетят крупнейшие московские стационары и подстанции скорой помощи – там они смогут узнать, как устроены медицинские учреждения, и познакомиться с потенциальными работодателями. Обучение школьников в предпрофессиональных медицинских классах идет по новому стандарту образования и выстраивается по тематическим блокам. Ученики изучают правила общения с пациентами и коллегами, основы инфекционной безопасности, навыки ухода за пациентами, учатся оказывать первую помощь при угрожающих состояниях. Полученные знания отрабатывают на симуляторах и тренажерах. Предполагается, что, рано начав с азов, они потом осознанно продолжат карьеру в медицинской сфере. 


Читайте также


В Москве пройдет 3-й Открытый российский фестиваль авторского кино "Зимний"

В Москве пройдет 3-й Открытый российский фестиваль авторского кино "Зимний"

0
703
Московский форум "Наследие" завершился фестивальной программой

Московский форум "Наследие" завершился фестивальной программой

Татьяна Астафьева

Горожане, помогающие сохранять памятники культуры, получили награды

0
984
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
2997
Как онлайн-курсы вдруг стали "институтами"

Как онлайн-курсы вдруг стали "институтами"

Наталья Савицкая

Академию на дому сегодня может открыть любой блогер или частный предприниматель

0
4100

Другие новости