Создавать новый транспортный каркас мегаполиса позволяет строительство новых дорожных объектов, таких как многоуровневая развязка Московского скоростного диаметра с Южной рокадой. Фото агентстсва «Москва»
Путепровод, переходящий в тоннель на южном участке Московского скоростного диаметра (МСД) от улицы Маршала Шестопалова до Павелецкого направления Московской железной дороги, готов на 95%. Участок в обратном направлении готов на 80%. После введения в эксплуатацию уже в нынешнем году они станут частью самого протяженного в России бессветофорного скоростного диаметра длиной 68 км, который свяжет юг и север мегаполиса. Пересечь город по Московскому скоростному диаметру можно будет всего за 40 минут. По словам мэра Москвы Сергея Собянина, одновременно с МСД завершится формирование и Южной рокады. Это позволит завершить создание системы хордовых магистралей Москвы – по сути, Четвертого транспортного кольца в средней части города, являющегося альтернативой МКАД, Третьему транспортному кольцу и проезду через исторический центр.
«В большинство районов города можно будет проехать напрямую кратчайшим путем, минуя центр, МКАД и Третье транспортное кольцо. Значительно уменьшится перепробег транспорта, улучшится экология города», – отметил Сергей Собянин.
«Помню, как еще несколько лет назад большие сомнения были по поводу того, сможет ли Москва обеспечить нормальное движение, нормальный трафик… Да, конечно, при таком огромном количестве населения и при такой плотности это непростая задача. В целом Москве это удается лучше, чем во многих других мегаполисах мира», – оценил ход развития транспортной инфраструктуры Москвы президент РФ Владимир Путин в ходе встречи с Сергеем Собяниным на минувшей неделе.
Новые участки дорог станут частью транспортного каркаса Москвы, который активно формируется в мегаполисе. С 2011 года в столице построено 100 новых станций метро и Московского центрального кольца (МЦК). Сеть Московского метрополитена выросла в 1,5 раза. Метрополитен получил 4157 новых вагонов, что позволило обновить парк на 70%. С 2019 года открыто движение по первым двум линиям «наземного метро» – проекта Московские центральные диаметры (МЦД). МЦД-1 и МЦД-2, которые включают 132 км путей и 61 станцию. Построено 1200 км новых дорог, 359 искусственных сооружений (мосты, эстакады, тоннели) и 291 внеуличный пешеходный переход. Реконструировано 16 вылетных магистралей, построено и реконструировано 19 развязок на МКАД, обустроены выделенные полосы для движения общественного транспорта протяженностью свыше 400 км. Общая протяженность магистральной улично-дорожной сети была увеличена на 20%, количество искусственных сооружений – на 50%.
«С моей точки зрения, важный плюс этой программы заключается в том, что она не является закостенелой. Транспортный каркас находится в постоянной динамике развития, – отметил «НГ» вице-президент Московской торгово-промышленной палаты (МТПП) Сурен Варданян. – Комплексная программа развития инфраструктуры города построена, исходя из анализа транспортных и миграционных потоков, с учетом центров наибольшего скопления горожан в разное время суток. Проведен анализ внутригородского передвижения, и, исходя из этого, выстроена вся структура развития московских диаметров, метрополитена, МЦК, автомобильных дорог. Эти данные все время мониторятся, анализируются, и программа дорабатывается, синхронизируясь с развитием города в целом. Есть еще один важный момент – у города получается не только строить и развивать структуру транспортного каркаса, но и регулировать потоки движения, ускоряя или замедляя движение транспорта и людей благодаря системе светофоров, дорожных знаков, разметки, надземных и подземных переходов. Эта выстроенная, комплексная программа позволяет констатировать, что многие казавшиеся неразрешимыми задачи решены».
Вице-президент МТПП отмечает, что Москва далека от ситуации десятилетней давности, когда автомобилисты часами стояли в пробках. «Это не значит, что пробок нет совсем – они есть, как в любом мегаполисе, – уточнил Варданян. – Но это уже не состояние безысходности. Я помню, как я простоял от Петровки до Большого Каменного моста три часа, – такого сейчас нет. Современная транспортная политика Москвы сделала передвижение по городу возможным и достаточно предсказуемым, и это большой плюс. Москва решила проблему трафика и продолжает ее решать, и что действительно важно – она не останавливается на достигнутом».
С ним согласны и другие эксперты. «За последние 5–10 лет в городе выстроена многослойная структура транспортной архитектуры, – сказал «НГ» экономист Андрей Бархота. – При этом за последние семь лет удалось достигнуть паритета в части использования горожанами личного и общественного транспорта. Наиболее значимые вехи в решении этого вопроса – создание и эксплуатация транспорта в выделенных линиях, строительство хорд, дорожных развязок, МЦД и МЦК. Они позволили разгрузить транспортные потоки, которые прежде относились в основном на личный транспорт. Сейчас горожане видят, что у них есть несколько вариантов маршрута, они могут выбрать наиболее быстрый для себя и такой же комфортный, как и личный транспорт».
Развитый дорожный каркас упрощает логистику, сокращает издержки – временные и финансовые, отмечают аналитики. Это дает возможность создания плавающего графика для людей, работающих в крупных компаниях, которые находятся не только на окраинах, но и в центре. «Реализуемый транспортный каркас Москвы решает не только задачи предотвращения транспортного коллапса, а также повышения удобства пассажиров и пропускной способности транспортных артерий города. Миллионы людей в Москве ежедневно пользуются общественным и личным транспортом, чтобы добраться до места работы или учебы. Пропускная способность городских дорог напрямую влияет на ритмичность работы коммерческих организаций и затраты бизнеса, связанные с транспортом», – сказал «НГ» сопредседатель «Деловой России», генеральный директор «Москабельмет» Павел Моряков.
Он отмечает, что масштабная программа комплексного развития транспортного каркаса не только позволяет выстраивать удобные и надежные логистические цепочки, но и фактически стимулирует рост промышленности, создавая спрос на создание новых продуктов, необходимых для реализации проекта. Например, разработку и создание зарядных станций, а также соответствующих зарядных кабелей или системы цифровой безопасности, которые позволяют в режиме реального времени отслеживать состояние дорожного полотна, мостовых сооружений, выявлять развитие опасных геологических явлений, таких как суффозионные провалы и оползни, а также дадут возможность отслеживать автодорожную обстановку и собирать статистику для управления трафиком.
А эксперт по развитию территорий Илья Заливухин и вовсе отметил, что без развитого транспортного каркаса были бы невозможны и другие городские программы развития. «Транспортный каркас – это фундамент развития города, как скелет организма, и все программы города взаимосвязаны с ним, – сказал он «НГ». – Потому что масштабные работы по созданию наземного метро, МЦД плюс увеличение метрополитена, увязка их в мультимодальную систему с удобными пересадками и оплатой проезда – это, конечно, дает возможность развивать социальную инфраструктуру и застройку, которая еще больше должна быть ориентирована на общественный транспорт. Потому что общественный транспорт не требует такого числа общественных парковок, снижается нагрузка на экологию города, экономится время в пути для горожан».
Только в 2022 году в Москве открыли 10 новых автобусных маршрутов. Они появились в восьми округах столицы, больше всего в Троицком и Новомосковском административном округе и Юго-Восточном административном округе – по три маршрута. Новые маршруты, которыми теперь пользуются более 22 тыс. пассажиров в сутки, связали жилые кварталы с ближайшими станциями метро и улучшили транспортную доступность муниципалитетов.
А в нынешнем году в мегаполисе будут построены 10 новых конечных станций для автобусов и электробусов – они будут обслуживать около 40 маршрутов, принимать около 400 машин в сутки. На территории станций расположат комфортные помещения для отдыха водителей, разворотные площадки для транспорта и зарядные станции. Сегодня в городе действуют уже более 150 конечных станций для автобусов и электробусов, однако в будущем в связи с расширением системы общественного транспорта Москвы их строительство продолжится.
Эксперты отмечают экологичный вектор развития транспорта – Москва активно закупает и выпускает на городские магистрали электробусы. Всего за четыре года парк столицы стал одним из крупнейших для мировых мегаполисов. Более того, в столице РФ теперь не просто закупают электробусы нового поколения, но собирают их, параллельно развивая необходимую для электротранспорта инфраструктуру. Новые энергоемкие батареи позволяют электробусам проезжать без подзарядки до 90 км в отличие от предшествующих моделей, которые могли преодолеть после зарядки лишь около 50 км.
Кроме завершения создания МСД и Южной рокады в 2023 году в Москве планируется окончить выполнение нескольких мегапроектов. Например, будет полностью сдано в эксплуатацию крупнейшее в мире 70-километровое метрокольцо – Большая кольцевая линия с 31 станцией. За счет существенного снижения нагрузки на другие линии и появления многочисленных альтернативных маршрутов на многих маршрутах экономия времени при ежедневных поездках составит до 35–45 минут. Также введут в эксплуатацию два диаметра наземного метро МЦД-3 и МЦД-4 – 170 км и 80 станций, которые улучшат транспортное обслуживание 5,4 млн москвичей и жителей Подмосковья. МЦД-3 свяжет Октябрьское и Казанское направления железной дороги. МЦД-4 соединит Калужское и Нижегородское направления, а также семь городских вокзалов.