0
5811
Газета Москва Печатная версия

02.11.2022 18:48:00

О том, что россияне празднуют 4 ноября

История продемонстрировала: единство народа становится проявлением его силы

Тэги: день народного единства, праздник, памятная дата, история


день народного единства, праздник, памятная дата, история Ополчение, собранное Мининым и Пожарским, освободило Москву от интервентов. Фото агентства «Москва»

Россияне 4 ноября будут отмечать День народного единства. Некоторые считают его новым праздником, полагая, что он появился в нашей стране в 2005 году, однако история памятной даты уходит корнями еще в XVII век. По всей стране в ближайшие дни будут проводиться массовые акции, флешмобы, лекции и памятные мероприятия, которые призваны напомнить гражданам о том, что консолидация всех народов не раз позволяла России преодолевать непростые времена.

День народного единства в современной России появился после 2005 года. Учрежден он в память о событиях 1612 года, когда народное ополчение под предводительством Дмитрия Пожарского и Кузьмы Минина смогло освободить Москву от польских интервентов, что через некоторое время привело к прекращению Смутного времени и воцарению первого представителя династии Романовых – Михаила.

Напомним: после смерти в 1584 году Ивана Грозного Московское государство оказалось в кризисе, который был вызван пресечением династии Рюриковичей и сопровождался восхождением на престол представителя боярского рода Годуновых Бориса, а затем и Василия Шуйского, появлением самозванцев и экономическими неурядицами. В тот момент целостность единого государства оказалась под угрозой – власти некоторых регионов всерьез задумывались об «отложении» от Москвы, где власть узурпировала Семибоярщина во главе с князем Федором Мстиславским. Апофеозом национального унижения стали попытка бояр посадить на русский престол католика Владислава – сына польского короля Сигизмунда III – и вход в Москву польских войск.

Русский народ ответил на это созданием первого земского ополчения, которое возглавил рязанский воевода Прокопий Ляпунов. Оно распалось из-за внутренних противоречий, а начавшееся в Москве 19 марта 1611 года антипольское восстание было подавлено. Однако борьба против интервентов продолжалась. В сентябре 1611 года нижегородский земский староста и купец Кузьма Минин призвал собрать новое народное ополчение, заявив: «Православные люди, похотим помочь Московскому государству, не пожалеем животов наших, да не токмо животов – дворы свои продадим, жен, детей заложим и будем бить челом, чтобы кто-нибудь стал у нас начальником. И какая хвала будет всем нам от Русской земли, что от такого малого города, как наш, произойдет такое великое дело».

К формированию второго ополчения подошли крайне ответственно, постаравшись обеспечить его экономической базой. Войско создавали на народные взносы: люди отдавали «третью деньгу», а также на экстренные сборы жители должны были отдать «пятую деньгу» – пятую часть своих доходов на жалованье служилым людям. Воеводой стал молодой, но уже опытный полководец новгородский князь Дмитрий Пожарский. Он опасался, что некоторые представители знати могут отказаться ему подчиняться, а потому не сразу принял предложение, лишь после символических уговоров согласившись занять ответственный пост. Войско объединило представителей разных сословий и народов, входивших в состав государства. После серии боев второе земское ополчение сумело в начале ноября 1612 года взять штурмом Китай-город и изгнать поляков из Москвы.

В походе ополчение сопровождала явленная в 1579 году икона Казанской Божией Матери, которую считали чудотворной. После победы над поляками ее стали ценить еще больше. Князь Пожарский на собственные деньги специально выстроил у Красной площади Казанский собор, а икона стала покровительницей дома Романовых. Весной 1613 года Земский собор избрал новым царем сына митрополита Филарета – Михаила Романова. По указу его сына, следующего царя Алексея Михайловича, было установлено обязательное празднование 4 ноября как дня благодарности Пресвятой Богородице за ее помощь в освобождении России от польских интервентов. В церковный календарь этот день вошел как Празднование Казанской иконе Божией Матери в память избавления Москвы и России от поляков в 1612 году, и этот праздник отмечался до 1917 года. В Советском Союзе дни 7 и 8 ноября были праздничными и отмечались как годовщина Октябрьской революции. В 1992–1996 годах праздничным оказался лишь один день – 7 ноября, который все так же был посвящен памяти революционных событий. Однако в 1996 году «в целях смягчения противостояния и примирения различных слоев российского общества» название праздника было изменено, и он стал называться Днем согласия и примирения. В 2004 году Межрелигиозным советом России была высказана идея отмечать вместо него День народного единства, которая была поддержана тогдашним патриархом Московским и всея Руси Алексием, заявившим: «Этот день напоминает нам, как в 1612 году россияне разных вер и национальностей преодолели разделение, превозмогли грозного недруга и привели страну к стабильному гражданскому миру». В том же году проект закона, устанавливающий новый праздник, был принят парламентом и подписан президентом РФ, а с 2005 года начал отмечаться по всей стране.

По словам патриарха Московского Кирилла, в День народного единства празднуется «великое событие – объединение людей, которые ранее были разъединены». «Победе у стен Московского Кремля предшествовало нечто очень важное. Ведь тогда русское общество представляло собой разделение – на партии, на кланы, на различные противоборствующие группы... – отмечал предстоятель РПЦ. – Было Смутное время, смута в головах – то, что привело к столкновению людей друг с другом... И вдруг перед лицом противника вот у этих стен Кремля, у Китай-города, происходит объединение тех, кто еще вчера считал себя противником… Единство народа – это проявление его силы, в единстве подлинная сила нашего народа. И мне кажется, что в формировании этого единства сегодня важную роль играют представители религиозных общин».

О важности праздника говорил и председатель Духовного управления мусульман РФ и Совета муфтиев России Равиль Гайнутдин: «Единство народа начинается с семьи – с взаимоотношений между супругами, детьми и родителями, с почтения, уважения, любви и прощения. Солидарность, чувство общности прививается с младых ногтей и одинаково справедливо как в самых крохотных, так и в самых крупных коллективах и общностях».

«Этот праздник уходит корнями в глубь истории нашей страны, напоминая о единстве народов разных национальностей и вероисповедания, много лет живущих в одном государстве, – также отмечал глава Буддийской традиционной сангхи России Дамба Аюшеев. – Есть различия в традициях каждого народа, но у нас одни духовные ценности. Мы по-разному выглядим и живем в самых разных климатических условиях, но мы все одинаково любим нашу общую родину – Россию и хотим ее процветания». 

Продолжение темы


Читайте также


За что расстреляли «Гения Карпат». 35 лет назад был казнен Николае Чаушеску

За что расстреляли «Гения Карпат». 35 лет назад был казнен Николае Чаушеску

Александр Братерский

0
273
Как отменяли слащаво-маниловское отношение к ученикам

Как отменяли слащаво-маниловское отношение к ученикам

Наталья Савицкая

Школьная оценка по поведению всегда вызывала много критики

0
3026
Богословские основы соглашения с «воинствующими безбожниками»

Богословские основы соглашения с «воинствующими безбожниками»

Михаил Гар

Как складывался конформизм патриарха Сергия

0
2835
Грядет ли время рептилоидов

Грядет ли время рептилоидов

Сергей Макин

Рассуждения о легендах и мифах в связи с наступающим годом Змеи

0
5752

Другие новости