Товары под брендом «Сделано в Москве» путешественники уже могут покупать в столичных аэропортах. Фото агентства «Москва»
Санкционное давление на РФ и уход с российского рынка части крупных мировых брендов привели к тому, что количество предприятий в Москве выросло на 20%. Несмотря на экономическую турбулентность, столица РФ остается крупным промышленным центром страны и одним из крупнейших мегаполисов-экспортеров мира.
В Москве сейчас действует примерно 14 тыс. предприятий. Мнение некоторых россиян о том, что российская столица «не промышленный город», – заблуждение. «700 тыс. работающих, около 14 тыс. предприятий: фармацевтика, пищевая, авиационное, космическое строительство, автомобилестроение, микроэлектроника», – заявил на днях мэр Сергей Собянин, отметив, что мегаполис – «номер один в обрабатывающей промышленности». Слова градоначальника подтверждал стенд «Сделано в Москве» на экспортном форуме «Сделано в России», проходившем в Центральном выставочном зале Манежа 20–22 октября.
По данным градоначальника, за восемь месяцев 2022 года инвестиции в промышленность практически удвоились. «Малые, крупные предприятия, АПК и так далее – все дает такую общую динамику. Количество предприятий стало не меньше после того, как ушли определенные бренды, а стало на 20% больше», – сказал Собянин, который осматривал столичный стенд вместе с премьер-министром РФ Михаилом Мишустиным.
В Москве действует около 14 тыс. компаний-экспортеров, что составляет примерно 21,4% от общего числа экспортеров России. По информации городских властей, совокупный экспорт московских товаров и услуг по результатам 2021 года составил 17,4 трлн руб., в том числе 15,3 трлн руб. – экспорт товаров и 2,1 трлн руб. – экспорт услуг. Это позволило российской столице занять четвертое место по объемам экспорта среди крупнейших городов мира.
Промышленность века информационных технологий
Глава российского мегаполиса объяснил укрепление промышленности действием федеральных и региональных мер поддержки и существующим спросом на импортозамещение. Причем перспективы перед городскими компаниями обозначаются амбиционные. Например, им под силу занять лидирующие позиции в сфере пищевой промышленности, автомобилестроения, в производстве строительных материалов. Москва также в ближайшие пять лет выйдет на первое место в сфере фармацевтического производства, это позволят сделать четыре крупнейших завода, которые строятся в рамках офсетных сделок. «Сегодня больше десятка офсетных крупных сделок, из них ключевые – это фармацевтика», – добавил Сергей Собянин. Напомним, офсетные контракты – долгосрочные договоры поставки со встречными обязательствами: инвестор запускает в мегаполисе новое производство, а городские власти гарантируют, что несколько лет будут покупать производимую продукцию.
Сейчас в Москве идет строительство 14 крупных пищевых предприятий. «За красивым таким местом или живописно оформленными улицами скрывается современное технологичное, экологичное производство, – отметил Михаил Мишустин. – В этом смысле то, что вы локализуете очень такие непростые, технологически сложные элементы, связанные с развитием направлений промышленности, электротранспортом, как вы сказали, чтобы стать основным кластером по производству, во многом в электротранспорте, это просто не может не радовать».
Большинство компаний, работающих в Москве, – 12 264 – представители малого и среднего предпринимательства, и они составляют 20,3% малых и средних предприятий-экспортеров России. Еще одной особенностью московского экспорта является то, что 60% в нем – высокотехнологичная продукция. В частности, объем экспорта электроники и продуктов информационных технологий в 2021 году показал прирост на 22% к 2020 году и составил 496,0 млрд руб., а в медицине и фармацевтике вырос в 3,7 раза – до 136,1 млрд руб.
Как отмечают специалисты, хорошие перспективы для экспорта есть у продукции московской креативной индустрии. Эта отрасль обеспечивает высокую скорость выхода продукции на новые рынки за счет отсутствия необходимости получать сертификаты и адаптировать производство. Лидерами экспорта среди креативных индустрий являются анимация и игры, а самым быстрорастущим сегментом в индустрии видеоигр является киберспорт. Сейчас объем рынка видеоигр в мире составляет 191 млрд долл., из которых 2,59 млрд долл. приходится на РФ, так что перспективы роста есть.
Столичные бренды действуют сообща
Городские власти активно поддерживают экспортно ориентированные предприятия. Например, в столице действуют Московский экспортный центр, центр «Моспром», компаниям предлагают участвовать в акселерационных программах, получать субсидии и гранты, а также льготные займы и иные меры. В 2022 году «Моспром» для развития внешнеэкономической деятельности города и увеличения экспортных показателей предприятий организовал более 20 зарубежных байерских мероприятий и провел свыше 1500 целевых переговоров с потенциальными покупателями из 25 стран мира. Более 1000 предпринимателей смогли получить помощь при размещении и продвижении продукции на 28 зарубежных маркетплейсах.
Один из примеров поддержки – программа «Сделано в Москве», ранее нацеленная на продвижение товаров на зарубежных рынках, а теперь ориентирующаяся на увеличение продаж и внутри страны. Она позволяет продвигать более 5000 товаров от 250 брендов. В форуме «Сделано в России» в нынешнем году участвовало более 50 регионов России, свыше 50 стран, а стенд «Сделано в Москве» позволял получить информацию о более чем 100 столичных брендах. Здесь были представлены беспилотные летательные аппараты, роботы, ортезы, детские товары, косметика, продукты питания.
Как уже сообщала «Независимая газета», программа «Сделано в Москве» состоит из нескольких направлений. Во-первых, ее участники могут продвигать свой бренд и свою продукцию на платформе «Сделановмоскве.рф». На ней покупатели могут познакомиться с товарами и потом купить их на сайтах производителей или маркетплейсах. Это позволяет городу продвигать продукцию через существующие каналы продаж и действующие торговые площадки, не конкурируя с ними. С момента запуска портала его посетило более 200 тыс. пользователей, на платформе продвигаются товары более 250 брендов. Во-вторых, производители могут использовать зонтичный бренд и логотип «Сделано в Москве» и продвигать свои товары с помощью онлайн- и офлайн-рекламы, участия в городских ярмарках и фестивалях, публикациях в СМИ, при помощи размещения товаров в специализированных магазинах на крупнейших маркетплейсах и многих других инструментов. В-четвертых, город организует совместные проекты с крупными маркетплейсами, такими как OZON и Wildberries, а в перспективе и с другими участниками рынка. В-пятых, проект формирует культуру «экономического патриотизма» потребления отечественных, московских товаров. Представители компаний отмечают, что участие в программе позволило им увеличить продажи на 10%.
По итогам 2021 года рост промышленного производства в Москве составил беспрецедентные 37,3%. Особенно активно увеличивается несырьевой неэнергетический экспорт, объем которого в 2021 году составил 2,5 трлн руб. (на 26% больше результата 2020 года). Предполагается, что к 2030 году он увеличится до 3,4 трлн руб. Более 60% экспортируемых из Москвы продуктов в структуре несырьевого неэнергетического экспорта – высокотехнологичные. По мнению экспертов, большим экспортным потенциалом в Москве обладают сфера информационных технологий, медицина, фармацевтика и другие отрасли промышленности. Так, объем экспорта электроники и IT в 2021 году продемонстрировал прирост на 22% к 2020 году, составив 496,0 млрд руб., а экспорт в сфере медицины и фармацевтики вырос в 3,7 раза – до 136,1 млрд руб.
Крайне важны для поддержки бизнеса акселерационные программы. С 2019 года в столице начали действовать 23 потока акселераторов, в рамках которых более 500 предпринимателей получили софинансирование до 90% стоимости участия. Представители компаний могут посетить вебинары и семинары Московской школы экспортера, организовавшей более 600 занятий для 24,5 тыс. участников. Специальный Telegram-канал «Москва Международная» ежедневно публикует сведения об изменении законодательства, экспертную аналитику, а также запросы иностранных покупателей, что помогает компаниям получать актуальную информацию по практическим аспектам внешнеэкономической деятельности.
У городских властей есть и успешный опыт выведения московских брендов в ретейл-сети Китая. В частности, 40 косметических и пищевых брендов были отобраны для размещения на площадке Russian Commodities Pavillion в Чэнду и супермаркетах Шанхая, где смогли реализовать свою продукцию как в B2B, так и в B2C-формате. Менее чем за год компании смогли заключить контракты на 530 млн руб. А 557 компаний получили финансовую помощь в виде субсидий и грантов на экспортную деятельность. Кроме того, на развитие экспорта столичные компании могут получить также льготные займы от Московского фонда поддержки промышленности и предпринимательства по ставке ниже банковской.
Весь набор средств и мер привел к тому, что примерно 1500 предприятий смогли расширить свое присутствие на внешних рынках. Среди них более 200 IT-компаний, воспользовавшихся различными форматами поддержки, от продвижения на маркетплейсах до участия в выставках. И нынешний сезон для экспортеров еще не закончен, в ноябре Москва поддержит анимационные и киностудии на крупнейшем кинорынке Film Bazaar, который пройдет на Гоа, в Индии. До конца текущего года состоится 32 различных мероприятия, нацеленные на продвижение столичных товаров и услуг под брендом Made in Moscow на зарубежных рынках.