В школе № 1474 школьники могут получить знания по семи направлениям предпрофессионального образования.
Московские подростки могут еще в школе погрузиться в выбранную специальность и заложить основы своего профессионального роста – такую возможность им предоставляет реализуемая в столице система предпрофессиональных 10–11-х классов, охватывающая на данный момент более 50 тыс. учеников. Ребятам доступны курсы от практикующих специалистов и преподавателей высшей школы, работа на современном лабораторно-исследовательском оборудовании, расширенные возможности для поступления в вузы.
Первыми классами такого типа в 2015 году стали медицинские и инженерные, которые сейчас есть в сотнях московских школ. Всего в столичных образовательных учреждениях действуют предпрофессиональные классы по девяти крупным направлениям, включая IT, медиапроизводство, педагогику, спорт, академическую науку и предпринимательство, а также кадетское образование. Классы создаются по заявкам школ, анализирующих потенциальный интерес своих учеников к тем или иным специальностям. А у детей есть право выбрать любую школу и любое направление и поступить на конкурсной основе. При зачислении учитываются результаты ОГЭ, средний балл по отдельным предметам, творческие и спортивные достижения, волонтерский опыт, а также мотивационное письмо с изложением причин интереса к выбранной сфере и своих карьерных целей. В общей сложности в предпрофессиональных классах Москвы обучаются 52 тыс. учеников.
«Программы предпрофессионального образования полностью соответствуют федеральным государственным образовательным стандартам, которые предусматривают на уровне 10–11-х классов обучение в профильных классах, – подчеркнула заместитель руководителя Департамента образования и науки Москвы Наталия Киселева. – Наши предпрофессиональные классы – их продолжение и дополнение. Это не только углубленное изучение части предметов, но и, в частности, плотное взаимодействие с колледжами, где у наших школьников есть возможность получить свои первые профессиональные навыки. К примеру, ученицы медицинского класса могут получить профессию младшей медсестры».
У всех предпрофессиональных классов есть вузы-партнеры. «Ребята посещают мастер-классы и тематические экскурсии, имеют возможность в рамках взаимодействия со студентами и преподавателями вузов кроме обучения академическим знаниям заниматься проектно-исследовательской деятельностью, участвовать в научно-практических конференциях, вузовских олимпиадах, которые дают дополнительные баллы для поступления, – перечислила Наталия Киселева. – Наши ученики, поступая в вузы после окончания школы, не только продолжают обучение по выбранному направлению, но и развивают свои проекты и исследования, которые они начинали еще со школьной скамьи».
Партнерами предпрофессиональных классов являются, например, РНИМУ им. Н.И. Пирогова, МГМСУ им. А.И. Евдокимова, РУДН, Первый МГМУ им. И.М. Сеченова и многие другие вузы. Так создается связка школа–вуз, а процесс перехода на более высокий уровень образования становится более гибким.
«В основе этого подхода – преемственность всех ступеней образования, – рассказала директор московской школы № 1474 Ирина Курчаткина. – Еще на уровне дошкольных групп и начальной школы мы формируем у детей мотивацию и базовые познания. А уже в основной школе появляются образовательные вертикали, которые логически переходят в классы предпрофессиональной подготовки». Сейчас в школе 11 десятых и 11 одиннадцатых классов, они участвуют в семи проектах предпрофессионального образования. Причем ребята в любой школе всегда могут передумать и поменять траекторию образования – перейти в другой профиль и просто досдать требуемые зачеты. «Если ребенок понимает, что его изначальный выбор ему не подходит, то в 10–11-х классах это гораздо легче исправить, чем если он поймет это в вузе или когда пойдет работать по специальности», – отметила Наталия Киселева.
«Ежегодно под эгидой проекта проходят открытые научно-практические конференции «Старт в медицину», «Инженеры будущего», «Наука для жизни», – рассказала Ирина Курчаткина. – На этих конференциях школьники представляют свои проектные и исследовательские труды. Победители и призеры получают дополнительные баллы при поступлении в вузы-партнеры проекта».
Широкое взаимодействие с высшей школой сказывается на всей образовательной подготовке. К примеру, медицинские вузы просят школы обратить внимание не только на получение старшеклассниками отличных знаний, но и понимание ими специфики работы, портрета врача. Поэтому в программу уроков художественной литературы предпрофессиональных медицинских классов включаются дополнительные произведения на эти темы.
Будущие инженеры получают знания по робототехнике и другим современным дисциплинам. Фото автора |
Медиа- и предпринимательские классы появились недавно, в этом учебном году их ученики впервые будут оканчивать школу. «Медиаклассы – это не только подготовка журналистов, – уточнила Наталия Киселева. – Сейчас медиаспециальности востребованы в самых разных сферах, наши классы взаимодействуют с медициной, спортом, промышленностью. Точно так же предпринимательские классы – это не просто подготовка будущих бизнесменов, а обучение технологическому предпринимательству, поиск всевозможных идей предпринимательских стартапов. Кстати, уже есть ряд успешных проектов, которые реализуют школьники: даже будучи учениками, они уже получают первый опыт в организации бизнеса. Педагогические классы готовят не только учителей, но и социальных работников, педагогов-психологов. В отдельных школах выделяются классы юридического направления».
К работе предпрофессиональных классов проявляют внимание не только вузы, но и бизнес. «Ребята зачастую более открыты к новым знаниям, чем взрослые, и эта открытость иногда позволяет придумывать интересные технологические решения, которые не всегда видны взрослым. Поэтому видим очень большой спрос со стороны IT-компаний и промышленных предприятий на взаимодействие в рамках курсов и конференций – они приходят посмотреть на идеи ребят», – отметила Наталия Киселева.
«В перспективе с учетом потребностей экономики нашего города мы рассматриваем возможность появления классов московского транспорта, инженерно-строительных и т.д., – сообщила Наталия Киселева. – Тот же подход – в отношении медицинских классов: смотрим, какие можем предложить смежные специальности для ребят, увлекающихся химией и биологией, к примеру химико-технологические направления, медицинская техника, IT в медицине. Расширение предпрофессионального образования идет в основном не за счет увеличения количества направлений, а за счет более узкой их специализации».