0
5214
Газета Москва Печатная версия

06.07.2022 18:51:00

Владимир Жидкин: "Новую Москву строим по столичным стандартам"

Глава столичного департамента рассказал "НГ", сколько человек будут жить в ТиНАО и почему инвесторы охотно вкладывают в развитие присоединенных в 2012 году территорий

Тэги: новая москва, тинао, транспортная система, владимир жидкин, интервью


новая москва, тинао, транспортная система, владимир жидкин, интервью Для того чтобы органично встроить Новую Москву в транспортную систему столицы, в ТиНАО активно строятся новые магистрали и развязки. Фото агентства «Москва»

10 лет назад к Москве были присоединены новые территории площадью 148 тыс. га, что привело к увеличению площади российской столицы в два с половиной раза. 10-летняя годовщина – хороший повод подсчитать, как повлияли изменения на мегаполис и оценить, каковы перспективы Троицкого и Новомосковского административных округов (ТиНАО). Какие отрасли будут развиваться в ТиНАО в приоритетном порядке и почему москвичи охотно покупают жилье за МКАД, глава Департамента развития новых территорий Москвы Владимир ЖИДКИН рассказал журналисту «НГ» Александру МАЛЫШЕВУ.

Отмечая 10-летие присоединения новых территорий, мэр сообщил, что они, как и ожидалось, стали драйвером экономического роста для Москвы. Сколько финансов они приносят в бюджет и сколько направляется на их развитие?

– Новые округа действительно считаются драйверами экономического развития всей столицы. Но надо заметить, что так получилось не само по себе. Это результат грамотной градостроительной, инвестиционной политики правительства города, комплексного и планового решения задач развития. И еще я бы подчеркнул значимость открытости в принятии перспективных решений, неукоснительном их выполнении. Ведь были скептики даже среди признанных экспертов – они сомневались в возможности выполнения генплана на период до 2035 года. А сегодня всем однозначно понятно: проект «Большая Москва» состоялся.

Во-первых, потому, что приоритеты, определенные мэром Сергеем Семеновичем Собяниным, соблюдались и соблюдаются. Новая Москва сейчас не имеет равных в стране по темпам развития инфраструктуры. В основном город инвестирует именно в инфраструктурные проекты. Например, планируется направить 1 триллион рублей в транспортную и 622 миллиарда рублей в инженерную инфраструктуры. Уже к 2023 году общая сумма вложений в реализацию проекта по развитию инженерной инфраструктуры составит свыше 25 миллиардов рублей. Опережающие темпы строительства инженерных сетей создают необходимые условия для динамичного развития ТиНАО. Согласно перспективной градостроительной документации, к 2035 году объемы газоснабжения в округах увеличатся в шесть раз, водоснабжения – в пять раз, электроснабжения – в четыре раза. По плану в Новой Москве будут проживать 1,5 миллиона человек, тут будет миллион рабочих мест. Такие вот масштабы определены генпланом развития ТиНАО. И эти цели будут достигнуты.

Активное строительство метро и дорог позволило существенно улучшить транспортную доступность новых территорий мегаполиса. В 2016 году введены в эксплуатацию станции метро «Румянцево» и «Саларьево» Сокольнической линии. В 2018-м открыты «Рассказовка» и «Говорово» Калининско-Солнцевской линии. В 2019-м заработали станции «Филатов Луг», «Прокшино», «Ольховая» и «Коммунарка». В результате в Новой Москве сейчас действует уже более 13,5 километра линий метро, а ежедневный пассажиропоток новых станций составляет 500 тысяч человек. И это только начало – в 2023–2024 годах в ТиНАО планируют открыть еще шесть станций, таких как «Пыхтино» Калининско-Солнцевской линии, «Новомосковская» Сокольнической линии, а также станции «Тютчевская», «Мамыри», «Бачуринская» и «Коммунарка» Троицкой линии. В рамках второго этапа строительства Троицкой линии запланировано строительство еще шести станций – «Сосенки», «Ракитки», «Десна», «Десеновское», «Ватутинки» и «Троицк». Это позволит вести линию метрополитена до Троицка.

Активно ведется дорожно-транспортное строительство. За 10 лет общая протяженность введенных в эксплуатацию дорог составила более 338 километров. Реконструировать удалось главные магистрали – Калужское и Киевское шоссе, построен участок Центральной кольцевой автодороги, активно строится магистраль Солнцево – Бутово – Варшавское шоссе, которая обеспечит поперечную связь между районами и станет полноценным дублером МКАД на юго-западе Москвы. При этом дорожно-транспортный каркас Новой Москвы все еще расширяется, планируется, что к 2035 году протяженность улично-дорожной сети в округах достигнет 2100 километров. Суточный пассажиропоток наземного транспорта вырос на 152% – до 336 тысяч человек, количество автобусных маршрутов при этом увеличилось на 77% – с 95 до 168. Огромное внимание уделяется в Новой Москве и модернизации дорожно-транспортной сети: появляются новые транспортные артерии, развязки, эстакады, пешеходные переходы, развивается улично-дорожная сеть отдельных районов и населенных пунктов.

Во-вторых, проект «Новая Москва» состоялся, потому что в ТиНАО удалось привлечь мощный инвестиционный потенциал. Территории, обеспеченные инженерными сетями и транспортной инфраструктурой, стабильно вызывают интерес у частного бизнеса. За 10 лет в ТиНАО инвестировано 3 триллиона рублей, из которых 2,4 триллиона рублей – это внебюджетные источники. То есть на каждый вложенный городом рубль приходится 6 рублей частных инвестиций. По предварительным прогнозам, к 2035 году объем инвестиций в ТиНАО вырастет до 7 триллионов рублей. При этом только 20% составят средства бюджета города, а остальные 80% – средства инвесторов. За 10 лет в ТиНАО построено 20,52 миллиона квадратных метров жилья. Это примерно 50% жилья, построенного за эти годы в Москве. Введено в эксплуатацию более 100 новых детских садов, школ. Результатом масштабного строительства стал быстрый рост численности населения Новой Москвы. Если 10 лет назад тут жили 230,7 тысячи человек, то в 2022 году – уже 630 тысяч.

Третьим фактором успешного развития и отличных перспектив Новой Москвы считаю высокие столичные стандарты строительства. Возьмем любое направление: строительство жилья, образовательных объектов, объектов здравоохранения, дорог – все это делается по высшим требованиям качества, комфорта. И оценивают работу строителей жители. Те, кто приезжает в Новую Москву на просмотр недвижимости, для изучения условий, как правило, остаются здесь жить. Количество москвичей, покупающих квартиры в ТиНАО, увеличивается. С 2014 года их число возросло в три с половиной раза. Большинство из них, 44%, – люди в возрасте от 26 до 35 лет.

Люди воочию убеждаются: здесь качественная транспортная инфраструктура, комфортные придомовые территории, строятся социальные и культурные, спортивные объекты, современные рекреации, рабочие места с достойной зарплатой.

Как пандемия повлияла на развитие ТиНАО? Сообщалось, что развитие не замедлилось, однако, возможно, выявились какие-то неожиданные особенности, которые нельзя было предусмотреть?

– Пандемия не оказала существенного влияния ни на сроки, ни на объемы строительства в ТиНАО. Жилая недвижимость по-прежнему активно строится на новой территории. На сегодняшний день построено уже 20,5 миллиона квадратных метров жилья. Напоминаю о том, что и многоэтажные жилые дома, и среднеэтажные, и многоквартирные дома малоэтажного строительства – два-три этажа, и таунхаусы, и коттеджи. Поэтому в ТиНАО можно купить сегодня любое жилье, которое вообще существует. При этом и цена может колебаться в разы. Кому-то нужно за 100 тысяч квадратных метров, кому-то подороже, ближе к МКАД.

140-6-1480.jpg
На новых территориях мегаполиса
есть возможность воплотить масштабные
проекты, например, создать
многофункциональный
депозитарно-выставочный комплекс
в Коммунарке. 
Изображение с сайта www.stroi.mos.ru
Коттеджи и таунхаусы пользуются спросом. В прошлом году объем ввода малоэтажного жилья был в два раза выше, чем в 2020-м. В 2022 году мы рассчитываем на уровень прошлого года. По-прежнему ТиНАО находится на первом месте среди всех префектур по объему предложений жилищного строительства или квартир на новой территории. У нас всегда на рынке 500 тысяч квадратных метров жилья представлено. Стоимость квадратного метра увеличилась за последние три-четыре года в два с небольшим раза. Это высокий рост. Он связан с тем, что появилась качественная транспортная инфраструктура: метро, дороги, объекты социального назначения. Стоимость квадратного метра демонстрирует растущий уровень качества среды в Новой Москве.

При этом еще хочу отметить, что мы общаемся с застройщиками, девелоперами. Мы видим, насколько креативно сегодня застройщики подходят к формированию комплексных проектов. Дома, которые были построены до 2012 года, сильно отличаются от тех, что возведены за последние годы. Где-то два года ушло на корректировку проектов, другие подходы. Мы видим, как меняются архитектурные решения в соответствии с изменением времени с 2012 года до сегодняшнего дня. Мы также убеждены, что динамика строительства жилых объектов не поменяется и к 2032 году будет построено не менее 40 миллионов квадратных метров жилья.

Программа реновации в ТиНАО тоже реализовывается успешно. На сегодня введено 10 крупных жилых домов на 100 тысяч квадратных метров, к концу этого года будет введено 200 тысяч. Вся же программа на 500 тысяч квадратных метров. Практически половину жилья по программе реновации мы введем к концу этого года. К 2032 году будут переселены все 17 тысяч человек, которые живут в ветхом жилье.

Получается ли выполнять программу развития 12 точек роста ТиНАО, о которой не раз заявляли руководители города? Насколько жестко следуют намеченному плану? Или постепенно программа трансформировалась и на деле сейчас не 12, а 15 или 11?

– Программа развития новых территорий выполняется. 12 точек роста формируются как социально‑деловые кластеры. Новая Москва – это такое созвездие точек роста: комфортных, самодостаточных населенных пунктов, связанных современной дорожной сетью и благоустроенными пространствами для отдыха. Здесь люди живут и работают. Причем найти применение могут люди любых профессий. Например, 13 тысяч человек заняты в социальной сфере, около 10,5 тысячи – в обрабатывающем производстве, примерно 46 тысяч – в сфере потребительского рынка, 27,7 тысячи – в сфере логистики и связи, 16,9 тысячи – в сфере финансов и управления недвижимости, 34,1 тысячи – в топливно-энергетическом комплексе и строительстве, 34 тысячи – в инновационном центре «Сколково».

В число 12 точек роста входят многофункциональный административно‑деловой кластер в Коммунарке, аэрополис Внуково, технопарк «Румянцево», многофункциональный кластер «Мосрентген» – это торговля, гостиницы, офисы, производство, образовательный кластер, историко‑рекреационный комплекс, – инновационно‑научный центр «Троицк», медицинский кластер, логистический кластер «Киевский», агропроизводственный кластер «Клёново», кластер «Вороново», агрорайон Рогово.

Все это развивающиеся, растущие в социально-экономическом плане территории. Сейчас, по данным Департамента экономической политики и имущественно-земельных отношений, там работают более 190 крупных, средних и малых предприятий, которые активно увеличивают объем выпускаемой продукции, внедряют современные технологии и совершенствуют свои производственные линии. За последние пять лет предприятиям ТиНАО удалось нарастить выручку на 21% – до 89,8 миллиарда рублей.

Какие виды электротранспорта будут развиваться в Новой Москве, будет ли среди них трамвай?

– Вопрос создания в ТиНАО трамвайной инфраструктуры утратил актуальность со строительством метро. До присоединения к Москве на новых территориях не было метро, теперь, как я уже сказал, есть восемь станций. Калининско-Солнцевскую линию продлевают до аэропорта Внуково. Строится Троицкая (Коммунарская), которая пройдет от станции «ЗИЛ» и дойдет до Новой Москвы. На Сокольнической линии идут работы по возведению станции «Новомосковская».

В ближайшие три года здесь планируется открыть семь станций метро, а до 2027 года – еще семь. Но развитию электротранспорта на новых территориях дана зеленая улица. В ТиНАО в 2022 году открыли самый крупный парк для электробусов в Европе. Он раскинулся на площади свыше 10 гектаров в поселении Краснопахорском. Рассчитан на 200 электробусов и 100 автобусов большого класса. В парке – производственный и административно-бытовой корпуса, склад с гаражом, контрольно-технический пункт и объекты инженерной инфраструктуры. Для заправки здесь построили АЗС и станции с ультрабыстрым зарядом.

В целом в ТиНАО количество автобусных маршрутов увеличилось на 77% – с 95 до 168, а ежесуточный пассажиропоток на наземном городском общественном транспорте вырос на 152% (со 132,7 тысячи до 336 тысяч человек). Кроме того, в 2021 году на территории запустили новый сервис «По пути». Он позволяет пассажиру заказывать автобус именно на ту остановку, которая ему нужна. При этом стоимость поездки составляет всего 51 рубль.

Между прочим, востребованными стали в ТиНАО и велодорожки. Их уже построено порядка 30 км, а все автотрассы в Новой Москве проектируются с учетом их создания. Еще свыше 35 км современных и безопасных велодорожек обустроят за пять лет.

Какие отрасли экономики в ТиНАО планируется развивать в приоритетном порядке? Какие отрасли не раскрыли свой потенциал и ищут ли городские власти партнеров для их развития? Нужны ли в ТиНАО промышленные предприятия?

– По итогам 2021 года в ТиНАО введено около 630 тысяч «квадратов» социальных и промышленных объектов. Все это позволило создать еще примерно 10 тысяч новых рабочих мест. Генпланом Москвы на период до 2035 года в Троицком и Новомосковском округах планируется создать 20 технопарков. Общая площадь планируемых объектов может составить 12 миллионов квадратных метров. Сейчас на территории ТиНАО располагаются 20 готовых перспективных площадок, где уже в ближайшее время могут появиться новые технопарки.

Сформировалась следующая тройка лидеров: больше всего рабочих мест создано в сфере потребительского рынка и услуг, чуть меньше – в логистике и связи, примерно столько же – в топливно-энергетическом комплексе и строительстве.

В районах, где создаются рабочие места, динамично растет и налогооблагаемая база. Прежде всего это поселения Сосенское, Мосрентген, Московский и город Троицк. Благодаря реализуемой градостроительной политике налоговые поступления в городской бюджет из Троицкого и Новомосковского округов к концу 2023 года вырастут более чем в пять раз по сравнению с 2012 годом.

Высокий промышленный потенциал способствует увеличению инвестиционной привлекательности округов. Сегодня в ТиНАО на участках площадью 45,9 гектара реализуют пять масштабных инвестиционных проектов. В округе появятся распределительный центр электронной коммерции, предприятие по производству окон из алюминия и ПВХ, комплекс по изготовлению строительных материалов из дерева и другие промышленные объекты. Инвесторы вложат в их строительство и развитие более 26,9 миллиарда рублей. В результате на современных производствах смогут работать почти 8 тысяч специалистов.

Для создания рабочих мест построено пять с лишним миллионов «квадратов» недвижимости. Втрое увеличилось количество мест предложения труда за 10 лет. Еще раз повторяю, в три раза. Сотня лет ушла на то, чтобы создать 85 тысяч рабочих мест, еще 10 лет для того, чтобы в три раза увеличить количество мест предложения труда. К 2032 году мы рассчитываем создать не менее 500 тысяч рабочих мест с учетом прошедших 10 лет.

В Новой Москве создается много новых проектов, на которых появляются новые рабочие места. Недавно было принято решение построить индустриальный парк в Бекасове – там, где расположена грузовая железнодорожная станция, который даст нам 20 тысяч рабочих мест. Застройщики и собственники земельных участков, а также просто инвесторы предлагают создать объекты с рабочими местами. Понятно, что импортозамещение сегодня также на это влияет. Это и мебельное производство, и производство строительных материалов, это новый комплекс «Внуково-логистик» – производственный, который сегодня уже достроен в первую очередь, это и создание медицинского оборудования. Перечень большой. Понятно, что все это находится в начальной стадии предложений и поиска земельных участков. Но мы видим резкий рост обращений по созданию объектов производства различных видов продукции. Среди крупных компаний в ТиНАО – самый большой в России разработчик лифтового оборудования, производитель фармацевтики, изготовитель нетканых материалов и другие предприятия.

У нас сегодня 267 тысяч рабочих мест на новой территории. При этом большая часть, 70%, создается в первом урбанизированном поясе, в третьем пока 10%, но мы видим, как меняется тенденция. К 2032 году динамика создания в третьем поясе увеличится почти в два раза. Это благодаря транспортным объектам, которые появляются на новой территории. Промышленный, социально-экономический потенциал будет активно развиваться и в дальнейшем. С этим будет расти благосостояние жителей. 


Читайте также


Дмитрий Лисс: "Музыка Шнитке еще с юности была со мной"

Дмитрий Лисс: "Музыка Шнитке еще с юности была со мной"

Виктор Александров

Художественный руководитель Уральского академического филармонического оркестра о любви к великому композитору, гендерном вопросе в профессии и дирижерском долголетии

0
1509
Генеральный директор Большого театра Беларуси: "С Россией мы стали дружить еще сильнее"

Генеральный директор Большого театра Беларуси: "С Россией мы стали дружить еще сильнее"

Александр Матусевич

Екатерина Дулова рассказала "НГ" о московском конкурсе вокалистов, культурном обмене между странами и сюжете для национальной оперы

0
4813
Александр Рар: "Шольц попал под влияние "Зеленых"

Александр Рар: "Шольц попал под влияние "Зеленых"

Фемида Селимова

Немецкие элиты готовы переложить на свои плечи бремя военной поддержки Украины

0
2879
Дмитрий Калантаров: "Музыкальные спектакли в драматических театрах, в кукольных и ТЮЗах – это как наводнение, в хорошем смысле"

Дмитрий Калантаров: "Музыкальные спектакли в драматических театрах, в кукольных и ТЮЗах – это как наводнение, в хорошем смысле"

Марина Гайкович

Продюсер фестиваля "Музыкальное сердце театра" о том, как развиваются и проект, и жанр

0
5389

Другие новости