В Новой Москве строят современное жилье, создавая при этом комфортные общественные пространства. Фото агентства «Москва»
1 августа исполняется 10 лет со дня самого масштабного расширения Москвы за ее историю. В 2012 году российская столица выросла на два крупных административных округа, которые стали новым драйвером развития экономики мегаполиса и предоставляют большие возможности в будущем. Троицкий и Новомосковский административные округа – наиболее стремительно развивающиеся и при этом наиболее зеленые территории мегаполиса.
10 лет назад в состав Москвы были включены территории Подмосковья, расположенные к юго-западу от МКАДа, что привело к увеличению общей площади города примерно в 2,5 раза. Два новых городских округа – Троицкий и Новомосковский (ТиНАО) – начали развиваться опережающими темпами. Сегодня эти территории совсем не те, что были прежде, – тут строится самое современное жилье, появляются новые производственные кластеры, которые невозможно создать в Старой Москве с ее плотной застройкой. Основой взрывного экономического роста стало создание нового транспортного каркаса, который был органично включен в транспортную систему исторической части столицы РФ.
Активное строительство метро и дорог позволило существенно улучшить транспортную доступность новых территорий мегаполиса. «До присоединения к Москве там не было метро, а теперь есть уже восемь станций, – отмечал глава столичного стройкомплекса Андрей Бочкарев в начале июня на международной выставке архитектуры и дизайна «АРХ Москва-2022». – В 2016 году введены в эксплуатацию «Румянцево» и «Саларьево» Сокольнической линии. В 2018-м открыты «Рассказовка» и «Говорово» Калининско-Солнцевской линии. В 2019-м заработали станции «Филатов Луг», «Прокшино», «Ольховая» и «Коммунарка» красной ветки». В результате в Новой Москве сейчас действует уже более 13,5 км линий метро, а ежедневный пассажиропоток новых станций составляет 500 тыс. человек. И это только начало – в 2023–2024 годах в ТиНАО планируют открыть еще шесть станций, таких как «Пыхтино» Калининско-Солнцевской линии, «Новомосковская» – Сокольнической линии, а также станции «Тютчевская», «Мамыри», «Бачуринская» и «Коммунарка» Троицкой линии. В рамках второго этапа строительства Троицкой линии запланировано строительство еще шести станций – «Сосенки», «Ракитки», «Десна», «Десеновское», «Ватутинки» и «Троицк». Это позволит довести линию метрополитена до Троицка.
Развивается не только метро. Суточный пассажиропоток наземного транспорта вырос на 152% – до 336 тыс. человек, количество автобусных маршрутов при этом увеличилось на 77% – с 95 до 168. Огромное внимание уделяется в Новой Москве и модернизации дорожно-транспортной сети: появляются новые транспортные артерии, развязки, эстакады, пешеходные переходы, развивается улично-дорожная сеть отдельных районов и населенных пунктов. За 10 лет общая протяженность введенных в эксплуатацию дорог составила более 338 км. Реконструировать удалось главные магистрали – Калужское и Киевское шоссе, построен участок Центральной кольцевой автодороги, активно строится магистраль Солнцево – Бутово – Варшавское шоссе, которая обеспечит поперечную связь между районами и станет полноценным дублером МКАДа на юго-западе Москвы. При этом дорожно-транспортный каркас Новой Москвы все еще расширяется, планируется, что к 2035 году протяженность улично-дорожной сети в округах достигнет 2100 км.
Транспортная доступность районов ТиНАО приводит к тому, что эти территории теперь – привлекательнейшее место для застройщиков. За 10 лет в двух округах ввели в эксплуатацию 25,8 млн кв. м недвижимости, среди которой 20,5 млн кв. м – это жилье. Результатом масштабного строительства стал быстрый рост численности населения Новой Москвы. Если 10 лет назад тут жили 230,7 тыс. человек, то в 2022 году – уже 630 тыс. человек. А к 2035 году ожидается, что в ТиНАО будет жить примерно 1,5 млн человек. При этом новые округа не стали спальными районами исторической части мегаполиса. Люди здесь обеспечены работой – за 10 лет в ТиНАО удалось создать 267 тыс. новых рабочих мест, в три раза больше, чем в 2012 году. С точки зрения развития производств округа крайне перспективны: 44% приобретателей квартир – люди в возрасте 26–35 лет, еще 25% – от 36 до 45 лет. То есть это территории с молодым, активным и трудоспособным населением, а значит, у бизнеса есть возможность выполнять тут крупные инвестиционные программы. Дальнейшее развитие территории обеспечат и локальные, и масштабные проекты, такие как, например, создание общественно-делового района, который до 2030 года построят в Рублево-Архангельском. Планируется, что в нем будет создано более 75 тыс. рабочих мест, чтобы в него было удобно добираться всем жителям Москвы, до 2028 года здесь планируется построить две станции метро.
Не менее активно развивается и социальная инфраструктура. Городские власти построили тут 70 детских садов, 31 школу, 18 объектов здравоохранения. Жители ТиНАО ощущают изменения и настроены оптимистично – о том, что их качество жизни улучшилось, заявляют, согласно данным опроса ВЦИОМа, 70% жителей Новой Москвы.
Общий объем финансов, инвестированных в развитие Новой Москвы, составляет уже около 3 трлн руб. «Я уверен, что с каждым годом притягательность Новой Москвы будет возрастать», – полагает мэр Москвы Сергей Собянин. «Развитие Новой Москвы является самым крупным градостроительным проектом в Европе, а главное – единым и комплексным, увязывающим все инфраструктурные объекты», – считает заместитель мэра Андрей Бочкарев.
При этом территория ТиНАО – одна из самых зеленых в столичном регионе. Площадь лесных массивов занимает около 50% территории Новой Москвы. Здесь расположены уникальные природные участки, благоустройство которых ведется с учетом эколого-ландшафтных требований. «Задача состоит в том, чтобы жители ТиНАО имели комфортный доступ не только ко всей необходимой для жизни и работы инфраструктуре, но и к прогулочным зеленым зонам. Для нас очень важно не просто сохранять существующие парковые пространства, но и создавать новые», – отмечает Андрей Бочкарев. За 10 лет благоустроили более 200 га парков и рекреационных зон, создали 23 парковые зоны различных масштабов и направленности, включая детский парк «Ручеек», спортивный парк «Красная Пахра», мемориальный Парк 70-летия Победы, зону отдыха «Заречье» на реке Десне, парк скандинавской природы в ЖК «Скандинавия» и другие. Все они пользуются большой популярностью. «По уровню благоустройства Новая Москва стремительно догоняет историческую территорию города», – подчеркнул мэр Сергей Собянин.
С учетом этих особенностей эксперты предполагают, что Новая Москва в перспективе должна стать одним из центров экологического и спортивного туризма Центральной России. Округа, которые расположены рядом с Москвой, обеспечены хорошими дорогами и общественным транспортом, позволяют туристам без затруднений наслаждаться культурными и рекреационными объектами региона. А посмотреть тут есть на что. Это и усадьбы (Остафьево и Старо-Никольское), и природные зоны (Мещерский лес и Ульяновский лесопарк), и оздоровительные комплексы («Десна» и «Ватутинки»), а также многочисленные базы отдыха, рыболовные клубы и другие объекты. Потенциал округов теперь активно используют местные жители – за 10 лет количество тех, кто постоянно занимается спортом, в ТиНАО выросло на 323%, с 36,8 тыс. до 155,7 тыс. человек. В перспективе планируется развивать спортивно-событийный кластер «Прокшино», в составе которого будут горнолыжный курорт, многофункциональная арена, фестивальная площадка и многое другое. Еще один мегапроект, который позволит сделать Новую Москву точкой притяжения туристов, – создание самого крупного в России музейного фондохранилища. Комплекс с оригинальной архитектурой и передовым техническим оснащением планируют открыть на территории административно-делового центра в поселке Коммунарка. Он примет фонды 19 московских и 4 федеральных музеев, в том числе Государственного исторического музея и Третьяковской галереи.
Отметим, что развитию Новой Москвы посвящена специальная фотоэкспозиция, которая накануне открылась на Тверском бульваре и будет действовать до 10 июля. На стендах можно увидеть, как Новая Москва развивалась в разных отраслях – от социальной сферы до строительства.