Центральной площадкой Московской недели моды стал парк «Зарядье», где проводят показы и круглые столы. Фото агентства «Москва»
Москва давно уже является одним из мировых центров модной индустрии и в прошлом году заняла девятое место в глобальном рейтинге модных городов. Однако в нынешних экономических условиях участники отрасли пытаются понять, как им развиваться дальше, как перестраивать свою работу и как изменятся правила на фешен-рынке. Все это дизайнеры, модельеры, представители розничных сетей и текстильных предприятий обсуждают на Московской неделе моды, показы и круглые столы в рамках которой проводятся в мегаполисе.
В нынешнем году Московская неделя моды организована московским правительством, у которого на фешен-индустрию большие планы. «Мода – это вовсе не милая забава для обеспеченных людей, – заявил мэр Сергей Собянин. – Это огромная индустрия, в которой занято около 40 тыс. москвичей. В прошлом году они произвели продукции на 174 млрд руб.». При всем этом столица является важнейшим рынком для сбыта обуви и одежды – на нее приходится 30% всех российских продаж. Модная индустрия это не только дизайнеры, швейники, обувщики, текстильщики, но и продавцы, маркетологи, журналисты, стилисты, специалисты по PR и рекламе и многие другие – большой современный сектор экономики, который способен обеспечить занятость многих горожан и пополнять бюджет.
Организаторы отмечают, что Неделя моды вызвала ажиотажный интерес: было получено почти 900 заявок из 79 городов России. Главной площадкой для показов стал парк «Зарядье», где за неделю планируют провести примерно 70 показов коллекций 120 российских дизайнеров – как признанных мэтров индустрии, так и молодых модельеров и выпускников профильных факультетов и школ. Также показы коллекций российских модельеров состоятся и в других знаковых местах столицы, например на Тверской площади, в Гостином Дворе и у фонтана «Дружба народов» на ВДНХ.
Представители индустрии моды не только демонстрируют свои новые коллекции, но и участвуют в деловых встречах и круглых столах, где в компании чиновников и экспертов обсуждают нынешнюю ситуацию, закрывшиеся и появившиеся возможности, а также перспективы импортозамещения.
Основатель концепт-стора Leform Родион Мамонтов, который участвовал в форуме в роли эксперта, уверен, что форумы, аналогичные Московской неделе моды, крайне важны именно сейчас. «Многие рассматривают момент, в котором мы находимся, как кризисную ситуацию, кто-то считает, что, наоборот, сейчас она благоприятная, а на мой взгляд, надо давать возможность нашей российской индустрии моды, молодым дизайнерам развиваться всегда, чтобы такие мероприятия проходили чаще. Благодаря им дизайнеры будут видеть, что их поддерживают, – говорит «НГ» Мамонтов. – У нас не такой большой опыт, как у европейских дизайнеров, у них больше практики, и они получают больше поддержки от государства. Нужно помогать тем, кто занимается своим делом, продемонстрировал свое стремление работать в индустрии и развиваться, а те, кто участвует в таких форумах, уже его задекларировали». В качестве примера, который можно перенять для использования в России, Мамонтов приводит систему, действующую в Италии, где магазины получают продукцию местных производителей под государственные гарантии оплаты, что выгодно и дизайнерам, и магазинам. Такой подход, а также налоговые льготы позволили итальянским дизайнерам удерживать разумные цены, а Италия стала очень популярной у любителей шопинга.
Бренд IANIS CHAMALIDY участвовал в показе 20 июня, и модельер Янис Чамалиди также считает, что такие форумы, как Московская неделя моды, важны в нынешней ситуации: «Конечно, их нужно проводить даже сейчас, индустрия должна продолжать работать, это профессиональное мероприятие, в этом году оно поддерживается правительством Москвы, и я считаю, что это было верное решение». Чамалиди отмечает, что участники отрасли рассчитывают на государственную поддержку. «Нужно субсидировать отрасль, поскольку, например, текстильная промышленность в отличие от розницы не была признана пострадавшей, – говорит «НГ» Чамалиди. – Например, государство способно помочь беззалоговыми кредитами с минимальным процентом – это даст возможность развить рынок легкой и текстильной промышленности. Поддержка должна быть на высоком уровне, как в Италии, где государство давало невозвратные субсидии. В результате появились такие дизайнеры, как Дольче и Габбана, Армани и другие. Или как в Бельгии, где появилась знаменитая «Антверпенская шестерка». Всех их субсидировало государство, и теперь оно получило рабочие места и налоговые отчисления. В моде оборот денег происходит очень быстро, и потому важно поддерживать молодых дизайнеров, позволяя им развиваться».
По словам Сергея Собянина, в Москве уже многое сделали, чтобы обеспечить модной индустрии условия для роста. «Мы учредили несколько видов субсидий и грантов для производителей одежды, обуви, тканей и аксессуаров. Город готов компенсировать до 50% затрат на покупку и лизинг оборудования, а также софинансировать до 95% затрат на обучение сотрудников. Компании могут воспользоваться льготными кредитами на оборотные и инвестиционные цели», – заявил мэр. По его данным, за последние три года на финансовую поддержку компаний фешен-индустрии было направлено 170 млн руб. Кроме того, в начале 2021 года Московский инновационный кластер открыл Биржу контрактного производства – платформу для размещения заказов на пошив модных коллекций. За 1,5 года к сервису подключилось более 310 производителей из 50 регионов страны, через биржу заключено свыше 350 сделок более чем на 145 млн руб. При этом компании отрасли могут воспользоваться льготными кредитами на оборотные и инвестиционные цели.