Бывшая ГЭС-2 после масштабной реконструкции превращена в современный Дом культуры, городское пространство вокруг также радикально изменилось.
В Москве, несмотря на пандемию, продолжают реставрировать и возрождать памятники архитектуры. Историческим зданиям под контролем Моргорнаследия возвращают первоначальный вид, раскрывая их возможности, адаптируя их под современные требования и создавая в них новые общественные пространства. Программа сохранения объектов культурного наследия, действующая сегодня в российской столице, – крупнейшая в мире. Ежегодно работы ведутся примерно на 500 объектах, список которых постоянно обновляется – место отреставрированных занимают новые здания, которым необходима забота. Несмотря на непростой с экономической точки зрения прошлый год, было отреставрировано 124 объекта. А в нынешнем, не менее сложном году – уже около 200.
Среди множества восстанавливаемых в Москве объектов есть ключевые, которые позволяют оценить масштаб проводимых работ и убедиться в их качестве. В первую очередь горожан впечатляют объекты, работа над которыми закончилась в этом году или только началась. Среди них – Политехнический музей, ГЭС-2, Императорский воспитательный дом и многоквартирные дома, где живут москвичи.
Императорский воспитательный дом на Москворецкой набережной
Китайгородский проезд, 9
Императорский воспитательный дом, а точнее весь его ансамбль, был одним из крупнейших зданий Москвы дореволюционного периода. Сейчас завершены противоаварийные работы по всем объектам комплекса. 3,4 тыс. элементов металлической ограды воспитательного дома расчистили от старой краски, грязи, ржавчины, с них сняли формы для последующей отливки недостающих деталей. А в пяти основных зданиях и сторожках охраны укрепили фасады и фундаменты. «В фундамент каждого здания бурился шурф и вкачивался специальный укрепляющий раствор», – рассказал «НГ» исполнительный директор компании – инвестора и девелопера проекта ООО «Бецкой» Кирилл Ильичев. Общая площадь территории, отданной под реставрацию и благоустройство, достигает 11 га. Поэтому Ильичев сравнивает работу на одном этом объекте культурного наследия с реставрацией сразу нескольких зданий – настолько все масштабно.
Мастера уже занялись кирпичной вычинкой – заменой утраченных кирпичей в первоначальной кладке. Идет и реставрация фасадов. «Начаты работы с их элементами. Например, на фасаде есть изображение голубки. Реставраторы его сейчас измеряют, фиксируют и будут восстанавливать. Также мы снимаем «бухтящую» штукатурку, которая при постукивании издает глухой звук, – значит в этом месте у нее нет сцепки с фундаментом», – добавил Кирилл Ильичев.
Помимо реставрации зданий на территории воспитательного дома ведутся археологические изыскания, так как на объекте планируется проводить и земляные работы. Археологи действуют на участках общей площадью 2 тыс. кв. м. Специалисты не исключают, что найдут здесь следы Белого города, но пока есть только мелкие находки – нательные крестики и монеты. Инвесторы все артефакты, что удастся найти в земле, обещают передать в музей и показать публике. Завершатся работы по реставрации Императорского воспитательного дома в 2025 году. «Территория будет очень разноплановой, – рассказал представитель компании-инвестора. – Там будет и отель, и офисные помещения, и апартаменты. На первых этажах разместятся кафе и рестораны, откроются образовательные, культурные и спортивные центры». Он уточнил, что все помещения будут приспособлены под современные нужды, но при этом сохранят свой исторический облик.
Жилой дом Абрикосовых
Малая Красносельская улица, 7, стр. 31
Реставрация жилого дома Абрикосовых началась в 2020 году. И первое, что открылось москвичам, – подлинный, нежно-оливковый цвет фасада здания. Для этого рестораторам потребовалось снять привычный для горожан внешний, бордовый слой краски и еще 13–14 других слоев с каждой детали фасада. «Оливковый цвет характерен для стиля модерн начала ХХ века, – рассказала руководитель проектной мастерской Алена Казарова. – Здание стало цвета красного кирпича в советский период, когда решили выкрасить его в цвет всей фабрики, чтобы оно не выделялось».
Также на фасад вернули лепные детали в виде вазочек для конфет, а в окна – витражи с разноцветными вазонами и пчелиными сотами розового и медовых оттенков. Сейчас работа продолжается внутри здания. В гостиной отреставрируют камин, который был расписан альфрейной живописью (роспись штукатурки под камень), в парадной – небольшой балкончик с метлахской плиткой на полу. В центральную часть особняка вернут витражный плафон диаметром 3,2 м. «Его росписи были просто закрашены. Когда реставраторам удалось расчистить его до последнего слоя и обнаружить там изящные узоры, было принято решение бережно демонтировать всю конструкцию и уже в мастерских довести до совершенства», – прокомментировал работы глава столичного Департамента культурного наследия Алексей Емельянов.
Реставрацию особняка Абрикосовых планируется завершить до конца 2022 года. После этого памятник откроют для москвичей. Планируется, что здесь откроется кондитерская школа.
ГЭС-2
Болотная набережная, 15, корп. 1
Выведенная из эксплуатации «трамвайная», позже – «государственная» электростанция ГЭС-2 откроется в новом статусе Дома культуры в конце 2021 года. Здесь разместятся выставочные залы, образовательные классы, библиотека, книжный магазин, кафе, ресторан и актовый зал на 420 мест. «Такого уровня и универсальности пространства в мире или нет, или их совсем немного, – сказал мэр Москвы Сергей Собянин о новом пространстве. – Мы постарались тоже создать пространство вокруг обновленной ГЭС-2 – реконструировали Патриарший мост, набережную, заменили коммуникации. В целом это большое общественное пространство, без всякого сомнения, будет украшением города и, конечно, понравится москвичам и гостям столицы».
Центральным элементом комплекса стало здание ГЭС-2 площадью около 16 тыс. кв. м. Мастера вернули зданию башню с часами, сохранили стеклянную кровлю – теперь она снова наполняет здание солнечным светом. И установили на крыше солнечные батареи, которые обеспечат до 10% энергии, необходимой для эксплуатации Дома культуры ГЭС-2. 70-метровые трубы бывшей электростанции приспособили для забора и очистки воздуха. Также в здании установлена система сбора и очистки дождевой воды, которую будут использовать в туалетах и для орошения растений. ГЭС-2 претендует на получение золотого сертификата LEED (Leadership in Energy and Environmental Design) и включено в рейтинговую систему экологически чистых и устойчивых зданий.
Несмотря на новомодную эконаправленность, электростанции полностью вернули исторический вид. И даже металлические несущие конструкции восстанавливали, максимально сохраняя аутентичные материалы. «Моя компания занималась там реконструкцией несущих металлических конструкций в большом зале. Мы добавляли новый металл к существующим, историческим конструкциям. Все работы проводили на месте – продольные балки даже не снимали, восстанавливая их на месте, а угловые спускали на пол, перевозили в цех, восстанавливали и возвращали на место. Соединяли металл заклепками, стилизованными под исторические. И сейчас там даже не отличишь, где новый металл, а где тот, что смонтировали еще при строительстве ГЭС-2», – рассказал «НГ» ведущий инженер компании «Велесстрой» Александр Симанич.
Реставраторы приложили немало усилий, чтобы вернуть прежний вид декору Центрального дома журналиста. Фото агентства «Москва» |
Никитский бульвар, 8а/3, стр. 1
Реставрация здания, в котором когда-то выступали Александр Блок, Владимир Маяковский и Демьян Бедный, началась в 2020 году. За это время исторический облик вернули парадной части здания: специалисты перебрали кирпичную кладку, усилили поврежденные участки, заново открыли пилястры и карнизы на фасаде. «Весь декор был замазан многочисленными слоями краски после предыдущих ремонтов, начиная с дореволюционных времен, – поделился архитектор реставрационной мастерской «Пирит-99» Сергей Куприянов. – Реставраторы приложили очень много усилий, чтобы расчистить и не повредить историческую форму. Например, по второму этажу под окнами идет декор в виде гирлянд с объемными цветами в натуральную величину. Эти цветочки откалывались, часть была утрачена. Мы по сохранившимся элементам делали новые детали и устанавливали их на место. Теперь облик полностью соответствует задумке архитектора Вивьена».
Но самая серьезная работа велась и ведется внутри дома. В каминном зале воссоздан исторический паркет, в других комнатах – лепнина на стенах, мраморные узоры и исторические люстры. Один из главных объектов Домжура – парадная лестница из натурального мрамора. Чтобы вернуть ей исторический облик и воссоздать утраченные элементы, специалисты обращались к старым чертежам и фотографиям. А в работе использовали те же материалы и методики, что и наши предки. «В принципе все то же самое, только поменялись инструменты – они стали современнее», – рассказал реставратор Григорий Шлег.
Политехнический музей
Новая площадь, 3/4
Политехнический музей закрыт на реконструкцию с 2013 года. Однако там говорят, что подобные проекты не делаются быстро и, чтобы спланировать им длинную и успешную жизнь, требуется время. Так, полтора года было потрачено на общий фундамент для трех корпусов и добавление новых подземных этажей под инженерные коммуникации. А из-за того, что в центре Москвы нельзя использовать тяжелую технику, выемку грунта рабочие выполняли лопатами.
«Базовая задача была – приспособить историческое здание под новые условия, с учетом многофункциональности современного музея, – объяснил «НГ» заместитель генерального директора по информационным технологиям Михаил Яковенко. – Это значит, что помещения нужно приспособить под постоянные экспозиции, временные, лекционные залы, лаборатории, библиотеки. Для этого потребовались дополнительные инжиниринговые коммуникации, которые провели через техническое подполье, под потолками и на крыше здания, но так, чтобы они не портили исторический облик музея и их не было видно с улицы».
Исторический облик здания не изменился. Но поменяется концепция самого музея. После открытия Политех предстанет перед посетителями с экспозициями идей, а не предметов. «Сейчас ведется работа над созданием совершенно новых экспонатов, чтобы представить научные идеи максимально полно и доступно, – рассказала заместитель гендиректора по программной деятельности Наталья Сергиевская. – Фондовые предметы, несомненно, будут присутствовать в обновленном музее, однако не станут его основным наполнением».
ВДНХ
Проспект Мира, 119
За семь лет реставрационных работ на ВДНХ вернули изначальный облик 23 объектам, еще в стольких же работы продолжаются. «Главная концепция, которой придерживаются специалисты с 2014 года, – реставрация объектов в соответствии с их обликом в 1954 году, поскольку основная архитектурная периодизация памятников относится к этому времени. При этом нередко в ходе исследований павильонов обнаруживаются более ранние или поздние фрагменты архитектурного или интерьерного декора», – рассказала заместитель руководителя Департамента культурного наследия Москвы и куратор реставрационных работ на ВДНХ Юлия Логинова.
Например, в этом году завершились работы по реконструкции павильона «Микробиологическая промышленность». Специалисты полностью восстановили и укрепили деревянный каркас здания, а также деревянный резной фронтон с изображением букетов цветов, который украшает портик главного входа. Также на территории ВДНХ был отреставрирован фонтан «Дружба народов». Над 16 женскими золотыми скульптурами работали 25 реставраторов. На работы ушло четыре месяца и 6 кг сусального золота.
Еще дольше мастера работали над горельефом Вучетича «Знаменосцу мира, советскому народу – слава!». Известное произведение более 40 лет считалось утраченным, но при разборе обшивки в павильона «Центральный» его случайно обнаружили рабочие. Работу восстанавливали почти год. «Гипсовые фигуры были сильно повреждены и нуждались в реставрации. Сложность работ была обусловлена и внушительными размерами произведения – на горельефе площадью 90 кв. м изображено более 1500 человек», – рассказал генеральный директор реставрационной мастерской «Наследие» Юрий Щедров. Всего за время проведенных работ на ВДНХ реставраторы сделали более 20 значимых находок и открытий.
Центральный телеграф
Тверская улица, 7
В ближайшее время в столице начнется реставрация здания Центрального телеграфа, фасадам которого вернут первоначальный облик 1927 года. Завершатся работы в начале 2024 года. Архитектурную концепцию реконструкции разработало бюро британского архитектора Дэвида Чипперфильда, его команда занималось реновацией Нового музея в Берлине и Королевской академии художеств в Лондоне. «Московский центральный телеграф – это один из символов целой эпохи. Нам крайне важно, чтобы реставрационные работы здесь были проведены качественно. Для этого специалисты скрупулезно изучали архивные чертежи и фотографии здания. Проект будущих работ уже согласован. Их проведут под контролем Мосгорнаследия. После реставрации мы надеемся, что Центральный телеграф вновь займет важное место в жизни города», – рассказал глава Департамента культурного наследия Алексей Емельянов.
Комплексную реставрацию здания проведут впервые. Во время работ специалисты укрепят фундамент и кирпичную кладку стен, отреставрируют фасады, чугунные решетки на башне и каменное крыльцо центрального входа. По архивным документам воссоздадут металлический остекленный глобус, приведут в порядок изображение герба СССР и рельефную надпись «Телеграф», отреставрируют циферблат часов и колокол, отремонтируют крышу. После завершения работ Центральный телеграф станет многофункциональным комплексом, включающим торговую галерею, офисы и общественные пространства. «Мы стремимся восстановить выдающуюся индивидуальность Центрального телеграфа, бережно открывая здание для публики, и возродить его как место для бизнеса и общественной жизни, для встреч и общения во имя процветания», – сказал Дэвид Чипперфильд.
Особняк Ольги Кирьяковой
Большой Дровяной переулок, 21, стр. 1
Возрождают не только музеи, общественные и культурные пространства, но и жилые дома. Например, в 2021 году в городе отремонтировали более 20 многоквартирных домов, выполненных в стиле модерн. «Для каждого объекта был создан индивидуальный проект, учитывающий все уникальные особенности дома», – сказал заместитель генерального директора Фонда капитального ремонта Москвы Павел Рябоненко.
Самым знаковым отреставрированным объектом стал дом в Большом Дровяном переулке. Это особняк Ольги Кирьяковой. В отличие от многих отреставрированных домов того периода этот не доходный, а усадебный. Он строился не для сдачи в аренду, а для одной из старых купеческих семей Москвы. Первые два этажа здания были возведены еще в 1821 году. В 1884-м дом перешел во владение Петру Крашенинникову, который и решил его преобразить. Архитектором был Петр Дриттенпрейс.
Изначально в доме было два входа – парадный для хозяев и служебный для прислуги. После разделения особняка на квартиры их переделали в подъезды.
Во время проведения работ мастера восстановили в «служебном» подъезде заколоченное световое окно и уникальные подоконные шкафчики. В «парадном» подъезде провели реставрацию с докомпоновкой лепного декора. Непростой задачей стало восстановление тамбурных дверей. Собственники запретили снимать их с петель и отвозить в мастерскую. В результате мастерам пришлось работать на месте. Специалисты провели очистку всех ветхих мест, убрав ту часть древесины, которая за вековую историю уже превратилась в труху. На отшлифованную поверхность вручную был нанесен рисунок, в точности повторяющий фактуру дуба. Кроме этого, воссоздали поручни и перила, отреставрировали напольную плитку, а также фасад старинного особняка. Сегодня дом выглядит практически как 140 лет назад.
комментарии(0)