Московский портал открыт для сотрудничества со всеми субъектами Федерации и дает возможность развивать межрегиональные связи. Фото Марии Кондратьевой
Государственные органы власти и госкомпании регулярно закупают для своих ежедневных потребностей различные товары – такие как бумагу, канцелярские товары, гигиенические средства, полиграфические товары, оборудование, – а также услуги, оформляя мелкие заказы. Эти закупки, с одной стороны, должны быть под контролем общества и надзорных ведомств, а с другой – избавлены от бюрократии. В Москве проблему снабжения ведомств мелкими заказами решает специальный портал поставщиков. Он позволяет представителям госорганизаций и бизнеса заключать взаимовыгодные сделки онлайн – без рисков и волокиты. Причем ресурс стал средством стимулирования для межрегионального взаимодействия – он дает возможность сотрудничать покупателям и поставщикам со всей страны, превратившись в новый канал для укрепления связей между субъектами Федерации.
Портал поставщиков в Москве создали в 2013 году для автоматизации процедур закупок малого объема. Напомним, по закону № 44-ФЗ (п. 4, 5, ч. 1 ст. 93), госкомпании могут осуществлять у поставщиков такие закупки товаров и услуг на сумму до 400 тыс. руб. для учреждений образования и культуры (школы, театры, музеи, зоопарки и т.д.) и до 100 тыс. руб. для всех остальных. Развитием проекта www.zakupki.mos.ru занимается Департамент информационных технологий Москвы, а его заказчик – столичный Департамент по конкурентной политике. Они, по сути, создали безопасный маркетплейс для государственных организаций, причем не только московских. Госведомства и госорганизации, зарегистрировавшись на портале, сообщают там о своих потребностях – например, о необходимости закупить спортинвентарь для школы или провести техническое обслуживание систем пожарной безопасности в поликлинике. Представители бизнеса, которые готовы поставить нужный товар или оказать услугу, откликаются на заявку и участвуют в котировочных сессиях, заключая сделки в электронной форме. Также предприниматели размещают свои предложения в каталогах – их могут найти ответственные за закупки сотрудники госорганизаций и посредством портала заключить контракт.
Интересная площадка для бизнеса
Ресурс быстро набрал популярность. Причем налаживание связей посредством московского портала оказалось особенно актуальным в период пандемии, когда многие предприниматели столкнулись с трудностями в организации каналов сбыта. В 2021 году в систему городских закупок пришли 4,7 тыс. новых представителей среднего и малого бизнеса, а средняя сумма контрактов с ними составила 5 млн руб. Если учитывать, что с добросовестным поставщиком в среднем заключается по шесть контрактов в год, объем поддержки малого предпринимательства через систему государственных закупок составляет 30 млн руб. в год на одну компанию, подсчитали в мэрии Москвы. Сейчас с ресурсом работают более 238 тыс. поставщиков, а в его каталоге уникальных товаров, работ и услуг уже более 1,4 млн наименований. Ресурс оценили и на международном уровне – в августе 2021 года портал поставщиков включили в отчет G20 о лучших практиках инновационных государственных закупок в «умных» городах (The G20 Report for Reference on Innovative Public Procurement for Smart Cities and Communities).
Для участия в закупках на портале поставщиков индивидуальным предпринимателям нужно зарегистрироваться в качестве юридического лица. Самозанятые граждане могут регистрироваться как физические лица, но для работы им будет нужна усиленная квалифицированная электронная подпись. При этом все пользователи ресурса могут участвовать как в закупках по закону № 44-ФЗ, так и по закону № 223-ФЗ. Работа на портале позволяет госорганизациям защититься от сделок с недобросовестными участниками рынка. Если поставщик отказывается от заключения контракта, его работа на портале блокируется на три месяца, а при повторном отказе блокировка происходит на шесть месяцев, при следующем попадании в реестры поставщик блокируется на год.
Как уже было сказано, портал поставщиков – это не только средство для проведения закупок в интересах Москвы и субъектов Федерации, но и возможность для малого бизнеса получить дополнительный и надежный рынок для своих товаров. Многие предприниматели используют его для анализа рынка и возможностей потенциальных конкурентов. За восемь месяцев 2021 года только Москва приобрела продукции у малого бизнеса на 322 млрд руб. Это 47% от общего объема городских закупок, на 36,4% больше, чем за то же время в 2020 году, и на 8,4% больше, чем в 2019 году. Представители городских властей отмечают, что среди популярных предметов закупок за восемь месяцев 2021 года стали строительные и хозяйственные товары, бытовая техника и медицинские товары. Примерно 93% поставщиков, разместивших в 2021 году предложения, нашли заказчиков и заключили контракты.
При этом с начала года объем закупок у индивидуальных предпринимателей и физических лиц на портале поставщиков Москвы составил 10,9 млрд руб. По словам заместителя мэра Москвы по вопросам экономической политики и имущественно-земельных отношений Владимира Ефимова, это существенно больше, чем за тот же период 2020 года. «За 9 месяцев 2021 года объем закупок у индивидуальных предпринимателей и физических лиц через портал поставщиков вырос на 60,3% в сравнении с аналогичным периодом 2020 года, когда этот показатель составил 6,8 млрд руб., и на 153% в сравнении с 2019 годом, когда объем закупок достиг 4,3 млрд руб.», – отметил Владимир Ефимов.
Глава Департамента Москвы по конкурентной политике Иван Щербаков отмечает, что о значении закупок, проводимых на портале поставщиков для индивидуальных предпринимателей и физических лиц, свидетельствует тот факт, что за последние годы выросли не только общие объемы и количество транзакций, но и средний размер сделки: «Если за 9 месяцев 2019 года он составлял порядка 94 тыс. руб., то за тот же период 2020 года – более 121 тыс. руб., а в 2021 году превысил 142 тыс. руб.».
Закупки в электронном виде позволяют получать качественные товары и развивают конкуренцию. Фото РИА Новости |
Портал московский, однако он объединяет аналогичные ресурсы нескольких десятков регионов. Например, он интегрирован с региональными системами Тверской, Брянской, Тамбовской, Оренбургской, Кировской, Нижегородской, Амурской, Магаданской областей, Приморского, Ставропольского, Краснодарского, Пермского краев, Чувашии, Ханты-Мансийского автономного округа, Якутии, Крыма. Работать на портале также могут представители Иркутской, Кемеровской, Новосибирской, Челябинской, Орловской областей, Алтайского края, Ямало-Ненецкого автономного округа. Партнерами портала стали такие проекты, как «Электронный магазин Московской области», «Витрина малого объема Тульской области», «Малые закупки Самарской области», «Электронный магазин Омской области» и «Электронный магазин города Омска». Всего на столичном ресурсе работают представители 39 регионов, отметил Владимир Ефимов. «Сегодня на портале зарегистрировано более 235 тыс. поставщиков, 40% из них – представители субъектов Российской Федерации. Соглашения между Москвой и регионами способствуют развитию конкуренции и повышению интереса представителей малого и среднего бизнеса к участию в закупках. Новосибирская область стала 39-м регионом, представители которого закупают работы, товары и услуги малого объема на столичной площадке», – отметил заместитель мэра.
Модернизация ресурса идет непрерывно, и функционал проведения закупочных процедур совершенствуют в соответствии с региональными нормативно-правовыми актами. «Благодаря универсальному интеграционному шлюзу, через который подключены информационные системы российских регионов, федеральные торговые площадки, банковские и логистические организации, процедура закупок становится все более простой и понятной для всех участников, – констатирует глава Департамента информационных технологий Москвы Эдуард Лысенко. – Любой регион может подключиться к порталу поставщиков безвозмездно. При отсутствии своей региональной системы закупок государственные заказчики могут работать на портале напрямую. В этом году появилась возможность подписаться на закупки по конкретному региону, которая позволяет поставщикам получать оперативную информацию о потенциально интересной закупке без необходимости постоянного отслеживания в реестре». Чтобы подробнее познакомиться с возможностями ресурса, представители субъектов Федерации могут воспользоваться отдельной промостраницей со встроенным сервисом для подключения.
Кроме того, для того чтобы обеспечить пользователям оперативную обратную связь на портале, появился чат-бот. Он помогает пользователям ориентироваться на сайте и отвечает на их вопросы, связанные с закупками. При этом круглосуточно работает техническая поддержка, а также единый федеральный номер, звонки на который бесплатны для представителей регионов. Как говорит Эдуард Лысенко, портал поставщиков становится более востребованным благодаря успешному внедрению в том числе технологий искусственного интеллекта, а также совершенствованию и развитию сервисов. «Нейронные алгоритмы упрощают работу при создании новых товарных единиц каталога, микросайты-визитки дают возможность продвигать товары и услуги поставщика даже на сторонних площадках, а в случае появления вопросов по работе с порталом всегда можно получить оперативную обратную связь, – уверен руководитель департамента. – На сегодня уже более 80% обращений обрабатывает чат-бот портала».
Работа портала позволяет государственным организациям закупать качественные товары у надежных поставщиков и при этом экономить. «С 2018 года экономия по итогам совместных закупок составила более 1 млрд руб. при общем объеме размещенных закупок на 9,2 млрд руб. Сэкономленная сумма сопоставима с затратами на строительство двух новых детских садов общей вместимостью более 500 мест. Всего в 345 совместных закупках приняли участие 2,2 тыс. заказчиков из столицы. По некоторым предметам, например, расходным материалам для офисной техники, во время торгов снижение начальной цены контракта достигает 30–40%», – отметил Владимир Ефимов.
«Электронная площадка, на которой бизнесмены напрямую предлагают продукцию и услуги государственным учреждениям. Начиная с туалетной бумаги до проведения технических заключений о безопасности конструкций, – пишет в отзыве о работе с порталом предприниматель Евгений. – Выбор поставщика и заключение договора – понятная процедура, без «мутных» тендеров. Если упростить, получается вроде доски объявлений, только покупатели – это государственные учреждения, действующие согласно закону. Предложения поставщиков (оферты) подаются в электронном виде. Так же заключаются и договора. У каждого поставщика на портале рейтинг, карточка с отзывами. Информация по заключенным контрактам в открытом доступе. Чтобы стать поставщиком на портале – пройдите несложную аккредитацию. Наша фирма сразу прошла аккредитацию и стала участником портала. С этого момента работа компаний изменилась. Дела пошли в гору. Только за первый месяц работы заключили сразу пять контрактов на сумму 700 тыс. руб., не выходя из офиса, не заплатив ни копейки!»
комментарии(0)