Столичные медики боролись с коронавирусом как одна команда. Фото агентства «Москва»
Пандемия разлучила врачей с их семьями, заставила принимать срочные меры, разворачивая стационары и возводя новые корпуса в рекордные сроки. «Для нас история с пандемией началась полтора года назад в аэропорту Шереметьево, где мы выявляли первых заболевших, – рассказала главный врач городской клинической больницы № 52 Марьяна Лысенко. – Конечно, мы тогда слышали про новую эпидемию в Китае. Считали, что это большая неприятность, которая больше будет касаться научных кругов. О том, что эта беда охватит всю планету, придет в наш город, в наш дом, – нам в голову не приходило».
Из полутора лет пандемии можно сделать несколько важных выводов, отметила медик. Например, московские власти оперативно решали вопросы снабжения больниц защитными средствами и лекарствами, открытия центров компьютерной томографии и новых лабораторий для проведения ПЦР-тестирования, расселения врачей из «красных зон» по гостиницам, организации их питания. При этом сами медики продемонстрировали, что на 100% готовы выполнить свою работу, а волонтеры – оказывать врачам и горожанам круглосуточную помощь.
«Город в кратчайшие сроки переформатировал огромное количество медицинских учреждений и просто необъятное число медицинских сотрудников, – рассказала Лысенко. – Сроки, в которое это все происходило, просто рекордные – ранее история не знала ничего подобного. И благодаря этой колоссальной работе за полтора года в Москве врачам ни разу не пришлось делать страшный выбор: кому жить, а кому нет».
Марьяна Лысенко вспоминает, как московское правительство взяло на себя обеспечение медиков средствами защиты, лекарствами, аппаратами ИВЛ. «Абсолютно все резервы были направлены в те госпитали, которые первыми приняли удар», – рассказала главный врач. Она напомнила, что при городских поликлиниках были открыты центры компьютерной томографии, потому что почти сразу стало ясно – нужно обеспечить пациентам обследование легких. Эти центры компьютерной томографии стали работать круглосуточно.
Также весной 2020 года на базе 66 федеральных, городских и частных клиник были созданы коронавирусные стационары. В них на пике пандемии развернули более 24 тыс. коек. В самой больнице № 52 в марте 2020 года были перепрофилированы три корпуса под прием больных с COVID-19. Работу сделали в рекордные 48 часов. За двое суток в больнице организовали систему сбора и учета ПЦР-тестов, подготовили койки, персонал. А позже, всего за месяц, были построены два мобильных госпиталя.
Почти сразу больнице потребовалось больше кадров. Ближе к концу перепрофилирования больниц Департамент здравоохранения начал направлять во все стационары новых специалистов. Многие медики шли на подвиги. «Одна наша сотрудница вышла на работу сразу после рождения ребенка, вторая – сразу после загса, отказавшись от свадебного путешествия, – поделилась главврач. – И это в условиях переезда из дома, чтобы не контактировать с близкими и не подвергать их опасности. Это человеческий подвиг, сила духа, и он не был бы возможен, если бы все не чувствовали необходимость командной работы».
О том же говорит и главный врач городской клинической больницы № 15 Валерий Вечорко. «Командная работа была не только в рамках одной больницы, но и среди всего сообщества, – рассказал он. – Я без проблем звонил главным врачам других больниц, госпиталей и просил принять пациентов. Мне ни разу никто не отказал». Также Вечорко добавил, что к ним в больницу привозили беременных с коронавирусной инфекцией. Всего за весь период пандемии роддом принял 3,5 тыс. женщин.
Горожане активно вакцинируются, растет и число привитых среди самих медиков. Так, по словам главного врача клинической больницы № 50 им. С.И. Спасокукоцкого Алексея Погонина, в его больнице привиты 82% сотрудников. «Многие идут уже на ревакцинацию, – уточнил он. – Сейчас отношение медработников к прививкам такое, каким и должно быть. Медработники – это люди, первыми встречающиеся с пациентами, у которых выявлены в том числе и инфекционные заболевания. И сегодня в городе темпы вакцинации среди медработников даже выше, чем прогнозировалось».
Врачи отметили, что, несмотря на пандемию и функционирование «красных зон», в больницах продолжалась и обычная работа – хирурги проводили операции, акушеры принимали роды. И, по наблюдениям, на рождаемость пандемия повлияла даже в лучшую сторону. «Самоизоляция хорошо отразилась на демографии», – отметила Марьяна Лысенко. Спустя некоторое время после локдауна в роддоме клиники произошел всплеск рождаемости. «За время пандемии у нас даже родила женщина с пересаженными легкими, – добавила она. – То есть желание стать мамами в ковид не угасло».
комментарии(0)