Иллюстрация pixabay.com
С 2014 года в России идет реформа в сфере обращения с отходами производства и потребления. Государственная политика в области экологического развития страны предполагает, что к 2030 году будет повсеместно введен сбор мусора и полностью прекращено захоронение отходов, пригодных для вторичной переработки. Однако осенью 2020 года Счетная палата РФ назвала реформу безуспешной. Член Общественной палаты РФ и правозащитница в сфере ЖКХ Светлана РАЗВОРОТНЕВА рассказала журналисту «НГ» Елене КРАПЧАТОВОЙ о назревших проблемах в системе обращения с отходами и способах их решения.
– Светлана Викторовна, в Общественной палате вы руководите комиссией по ЖКХ, строительству и дорогам. Откуда возник интерес к теме экологии?
– Любой вопрос, связанный с суммами в платежках граждан и комфортом их проживания, неизбежно будет направлен к экспертам в сфере ЖКХ. Я постоянно получаю обращения от жителей по поводу тарифов на вывоз отходов и, конечно, о состоянии контейнерных площадок. При этом тема экологии беспокоила меня всегда, хорошая экология – это здоровое будущее нашей страны. Поэтому я выступаю за изменение существующей системы обращения с отходами и считаю необходимым пересмотреть действующее законодательство.
– Какие именно недостатки работы системы вы считаете наиболее значительными?
– Основная наша проблема в том, что российская система по обращению с твердыми коммунальными отходами (ТКО) нацелена на увеличение количества мусора. В этом ей помогает промышленность, производящая огромное количество продукции, которую впоследствии сложно сортировать и некому перерабатывать. Растут полигоны, увеличиваются платежи за вывоз отходов, страдает экология.
– Но операторы по вывозу отходов открывают линии сортировки, неужели это не улучшает ситуацию?
– Если вы посетите линию сортировки оператора по вывозу мусора и пункт сортировки, организованный экоактивистами, например экоцентр «Сборка» в Москве, вы сразу почувствуете разницу. Необходимо понимать, что вторсырье, поступающее из мусорных баков, имеет нетоварный вид и скверный запах. Разделять, например, пластик на фракции в таких условиях крайне сложно, соответственно в переработку поступает лишь малая часть общей массы твердых бытовых отходов. Остальное отправляется на свалку. В «Сборку» люди приносят вторсырье чистым, без следов пищевых отходов и грязи. Конечно, такой сбор наиболее эффективен. Чем больше фракций – тем больше возможностей для рециклинга.
– Как можно решить озвученные проблемы?
– Необходим комплексный подход. Для уменьшения объемов отходов необходимо, чтобы при производстве продуктов массового потребления изготовитель предусматривал последующие циклы «жизни» своего товара и унифицировал его для дальнейшей сортировки – это должно поощряться государством. Нужно также, чтобы потребитель интегрировал в свою жизнь привычку разделять отходы. А законодательство должно измениться таким образом, чтобы система переработки мусора была экономически выгодна и бизнесу, и людям. Граждане должны иметь возможность сдавать вторсырье рядом с домом в комфортных и гигиеничных условиях современных сортировочных центров. И, конечно, очень важно изменить систему оплаты за вывоз отходов: региональные операторы должны получать средства граждан по факту, то есть за количество вывозимого мусора, а не по нормативу. Это только первые шаги, которые мы обязаны совершить уже сейчас.
– Какова сейчас вовлеченность россиян в раздельный сбор?
– Недавно мы провели опрос на эту тему и выяснили, что 44,4% россиян разделяют отходы тем или иным способом, еще 25% – готовы их сортировать при наличии соответствующей инфраструктуры. При этом 65% респондентов сообщили, что вблизи их жилья нет пунктов для сбора вторичного сырья. Работой региональных операторов не удовлетворены 78,3%, а ходом реформы – 47,1%, 10% – довольны ею, 42,8% жителей считают его нормальным.
комментарии(0)