Анатолий Вассерман уверен, что стипендии нужно повышать. Фото со страницы Московского Политеха в «ВКонтакте»
Студенты Московского политехнического университета засыпали знаменитого участника интеллектуальных игр, публициста и аналитика Анатолия Вассермана важными вопросами: о морали в кино, о сертификате просветителя, о том, почему русские не хотят быть русскими, и нужно ли в современном мире высшее образование. Интеллектуал общался со студентами почти два часа во время специальной встречи «Профессия будущего». Самые интересные вопросы и ответы Вассермана на них – в материале «НГ».
Как вы относитесь к поправкам в закон об образовании, в частности на просветительскую деятельность?
«Вы имеете в виду недавние поправки, требующие сертифицировать статус просветителя? – уточнил Вассерман. – Мне самому, конечно, они могут помешать. Потому что вот такие беседы, например, – тоже в какой-то мере просветительская деятельность. Тем не менее я считаю, что формат сертификации сейчас нужен, потому что под видом просвещения расплодилось столько способов затемнения, что ни матом сказать, ни на заборе не написать».
Публицист напомнил о лихих 90-х, когда под видом просвещения «впаривали неизвестно что и последствия той деятельности мы до сих пор наблюдаем». Он признался, что сам становился жертвой лженаук, но рад, что не успел поверить в Аллана Чумака. Вассерман добавил, что сертификацию просветительской деятельности можно будет устранить, когда люди наведут порядок в собственных умах.
Почему вы считаете, что студент должен получать стипендию не ниже прожиточного минимума?
«Студент – тоже человек и тоже должен жить, – уверен Анатолий Вассерман. – И всевозможные формы заработка студента – вынужденное отвлечение от получения знаний. Государство должно заботиться о стипендии студентов просто для того, чтобы обеспечить их возможностью полноценной учебы». Публицист вспомнил, что когда он сам учился в институте, то стипендия студентов была 35 руб. – всего в два раза меньше минимальной зарплаты в Советском Союзе, которая составляла 70 руб. в месяц и могла прокормить небольшую семью. «Рубль начала 70-х годов примерно соответствовал 1–2 тыс. нынешних рублей», – уточнил он.
Как вы оцениваете роль высшего образования для современного человека? И качество высшего образования в России?
«Образование у нас лучше, чем в большей части стран, все еще почему-то именующих себя развитыми, – сказал Вассерман. – И это просто потому, что у нас его позже стали ломать об колено. В мое время главной целью образования считалось формирование целостной картины мира. Но с начала 70-х годов в благословенном самим собой Западе образование начали перестраивать так, чтобы оно не формировало, а разрушало целостную картину мира и не давало даже возможности предположить, что она возможна. У нас это моровое поветрие началось где-то четверть века назад. И соответственно система образования не разломана, как на Западе».
Публицист предложил студентам почитать четыре книги: «Анти-Дюринг» Фридриха Энгельса, «Сумма технологий» Станислава Лема, «Слепой часовщик» Ричарда Докинза и «Структура реальности» Дэвида Дойча. «Они помогают сформировать общие контуры этой целостной картины мира», – пояснил интеллектуал.
Что касается высшего образования, то оно необходимо просто для того, чтобы привести ум в порядок, считает Вассерман. «Оно значительно систематичнее любого самообразования, – рассказал он. – Даже болонский бакалавриат дает представление о взаимосвязях между различными направлениями деятельности в рамках одной специальности. Поэтому человек, прошедший даже такое, изрядно урезанное высшее образование, все равно чувствует какую-то часть этой целостной картины мира и на ее основе может достраивать нужное для его специальности, с большим успехом, чем тот, кто будет осваивать эту же специальность самоучкой».
Вассерман уверен, что в современном мире людям придется не раз менять свои специальности. Останется работа, для которой будет достаточно обучения в профтехучилище, например. Но высшее образование останется необходимой базой для развития людей. «Когда мы реанимируем высшее образование и вернем его задачу формирования целостной картины мира, оно станет надежной опорой не просто для доучивания по конкретной специальности, а базой для дальнейшего переучивания», – сказал он.
Что вы думаете по поводу эскалации на границах России и Украины? Стоит ли ждать военных конфликтов?
«Сейчас в этом заинтересованы американцы, потому что они очень хотят впихнуть Украину обратно в Россию. И на это у них есть две причины, – поделился своими наблюдениями Вассерман. – Первая – объявив это очередным приступом российской агрессии, они надеются заставить Евросоюз отказаться от застройки второй очереди газопровода «Северный поток» и закрыть первую. Потому что это им необходимо для обрушения европейской энергетики и производства. Вторая причина в том, что Украина сейчас в такой бедности и разрухе, что своими силами восстановить Донбасс уже не сможет – понадобятся силы России. Американцы считают, что мы провозимся с этим не одно десятилетие, а они в это время смогут бить и грабить остальной мир без помех».
Вам не кажется, что в нашей стране русский не хочет быть русским? Он не хочет чего-то своего, он хочет чужого?
«Описанные вами люди действительно есть, но они составляют лишь очень малое меньшинство, хотя очень заметное, – считает публицист. – Свои лозунги в духе: «В Рашке жить невозможно – пора валить» эти люди обычно кричат очень громко. Но в основном для того, чтобы накачать самих себя желанием оторваться от родины. Или это из области группового расстрела – когда человек считает, что жить ему незачем, но в одиночку уходить не хочет». Вассерман уверен, что желающие променять русскую цивилизацию на какую-то другую будут всегда, просто потому, что многие люди, стремящиеся уехать из РФ, просто путают эмиграцию и туризм.
Он напомнил, как в советское время Министерство внешней торговли, имея ограниченные ресурсы для закупки зарубежных товаров, старалось отбирать только лучшее. «В результате у советских граждан выработалось представление о том, что все западные товары лучше наших, а значит, и люди живут там лучше. И только когда в лихие 90-е рынок открылся для импорта, мы узнали, что доля качественных товаров на Западе меньше, чем у нас», – сказал Вассерман. И заключил, что России остается только развиваться и идти вперед. А чтобы делать это более успешно, он пригласил всех студентов Политеха в «Академию Вассермана».
***
«Академия Вассермана»
В конце марта в интернете начала работать «Академия Вассермана», которая предлагает пользователями натренировать мозг и качественно улучшить жизнь за счет более эффективного использования имеющихся знаний. Обучающая площадка бесплатна и доступна абсолютно каждому. Тем, кто желает саморазвития, в академии предлагают методики для развития интеллекта и памяти, познавательные лекции и курсы. Большинство заданий на онлайн-платформе Вассермана нацелены на развитие логики. Кроме образовательных программ и методик пользователям платформы обещают предоставить доступ к тестам и викторинам с ценными призами. Также в рамках проекта начал работать дискуссионный клуб «Все по уму», где Вассерман предлагает обсуждать актуальные проблемы россиян. На одной из бесед Вассерман заявил, что в России отмечен низкий уровень школьного образования и, как следствие, слабая подготовка большинства абитуриентов, студентов и выпускников вузов. «Поднимать и развивать фундаментальную науку, если говорить о ближайшей перспективе, будет поколение ЕГЭ – то есть молодые люди, уже прошедшие через горнило современного образования. И я опасаюсь, что многих из «жертв» реформы придется переучивать», – заявил Вассерман, который считает: чтобы избежать деградации школы, в дальнейшем нужно срочно отказаться от реформы образования, которая еще не завершилась, «но уже успела нанести немало вреда».
комментарии(0)