Благодаря интернету, занятие с целым классом учеников может выглядеть даже так. Фото РИА Новости
Цифровизация ускоряет модернизацию многих отраслей, заставляя переводить в новый формат многие сервисы и услуги. В России и мире давно наметился тренд на интернетизацию образования – педагоги уже не один год онлайн читают лекции, проводят семинары и занимаются репетиторством, однако скептических отзывов по поводу удаленки хватало. Пандемия и вызванные ею карантинные меры привели к тому, что в важности дистанта убедились и его критики – даже несмотря на возникающие иногда сложности, дети продолжили развиваться, вместо того чтобы просто коротать время дома.
В столичных школах на днях вновь был трансформирован образовательный процесс. Из-за эпидемии коронавируса в классы продолжают ходить только ученики 1–5-х классов, учеников 6–11-х классов перевели на удаленное обучение до 22 ноября. Временно приостановили свою работу учреждения дополнительного образования, аналогичные решения рекомендовано принять негосударственным учреждениям. Несмотря на непростую ситуацию, система образования сумела в краткие сроки мобилизоваться и обучение продолжается, хотя не все родители довольны переводом занятий в онлайн. Помимо объективных замечаний, связанных с техническими и организационными проблемами, которые возникают дома, если, например, в семье есть несколько детей, у части родителей претензии, так сказать, концептуального характера – они полагают, что изменения слишком радикальные и к ним не готовы ни ученики, ни учителя.
Однако взгляд даже в недавнее прошлое позволяет понять, что, хотя система образования традиционно считается консервативной, она не раз серьезно менялась за несколько десятилетий. За время, прошедшее с момента распада СССР, в школах появились разные программы, новые предметы, частные учебные заведения и в последнее время – системы онлайн-образования. Для миллионов людей стало привычным общаться с репетиторами в мессенджерах, слушать лекции в университетах других стран, учиться по роликам на YouTube. Курс был задан давно – уже много лет педагоги говорили, что дети и учителя должны меньше сидеть в классах, использовать все больше мобильных и дистанционных форматов. Нынешний переход на удаленку – по сути, лишь фиксация этой тенденции на неинституциональное получение знаний, когда все больше учеников учатся вне стен школы, даже если принадлежат к ней. В разных странах мира создают особые исследовательские и образовательные центры, в которых предметно занимаются темой цифрового образования, стараясь наработать новые практики и модели цифровой школы и обеспечить методическую поддержку всех участников образовательного процесса. Предполагается, что только обновленная таким образом школа станет новой и будет способна составить конкуренцию простому пребыванию учеников в интернете.
Как отмечают футурологи, в приоритете в ближайшие годы будет цифровое образование, которое в силу развития интернета и мобильных технологий поменяет обычные практики преподавания. Например, возможно, уже через 5–10 лет классы станут виртуальными, и ученики вместо того, чтобы идти в школу в своем городе, смогут надеть очки виртуальной реальности и присутствовать на уроке в другой стране. Уже сейчас имеющееся оборудование позволяет проводить совершенно в новом формате лабораторные и практические работы, а дети могут посещать объекты (музеи, достопримечательности, знаковые объекты) в режиме удаленного доступа.
Пока же возникает очевидное противоречие – школьник, особенно старшеклассник, знает, что нужные ему знания можно получить не только в школе, знает, как конкретно и где их получить, однако от этого мало пользы. Ему по традиции и настоянию родителей приходится ходить в школу на занятия, которые ему не интересны – для проформы. Хорошо, если ему попадается понимающий педагог, который видит потенциал ученика и не помогает ему развиваться
Уже сейчас ничто не мешает организовывать командную деятельность учащихся (проектную или исследовательскую) в онлайн-режиме, но в будущем подобные занятия перестанут быть чем-то удивительным и станут частью обычной жизни школы и ребенка. Ожидается, что привычным станет «перевернутый класс», нейросети и искусственный интеллект, которые позволят настроить индивидуализированное обучение. Кроме того, отдельным направлением в образовании будет использование больших данных. Ведь человеку будущего придется взаимодействовать с новой цифровой реальностью, когда огромный объем функций будет делегирован машинам, роботам и нейронным сетям.
Как уже отмечала «НГ» (07.10.20), еще одна важная тенденция, которая очевидна и повлияет на работу в дистанционном формате: пандемия существенно омолодит учительский корпус. По данным Минпросвещения РФ, сейчас треть педагогического корпуса – это люди «в зоне риска ковида»: 23% перешли пенсионный возраст, а 19% подошли к этому рубежу совсем близко. Однако уже сегодня в школах идет скрытый процесс замены педагогов предпенсионного и пенсионного возраста на более молодых коллег. Объясняется это вполне объективными причинами: дети не должны страдать в результате выхода учителя на карантин по COVID-19 согласно возрастным ограничениям. Так что будет становиться все больше как возможностей применять новые технологии, так и молодых педагогов, которые понимают, как их можно использовать. Ведь учителям придется работать с поколением учеников, которые не просто уверенные пользователи компьютеров и гаджетов, но не видело даже кнопочного мобильного телефона и предпочитает не использовать компьютерную мышь. Эти дети выросли, используя планшетный компьютер и онлайн-голосовых помощников. Зачастую при помощи планшетов и смартфонов такие дети учились читать и считать, так что старыми форматами их будет практически невозможно удержать в классе.
Сейчас эксперты отмечают, что дистанционный формат учебы в России демонстрирует большой потенциал. Например, ректор Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» Ярослав Кузьминов отмечает, что 90% российских высших учебных заведений успешно перешли на удаленный режим обучения в период пандемии, при этом в большинстве случаев сохранив практически всю образовательную программу. Более того, трансформация формата положительно отразилась на отношении студентов и преподавателей к цифровым инструментам в образовании – по словам ректора ВШЭ, более 80% преподавателей готовы использовать элементы цифровых подходов и в дальнейшей работе.
Отметим, что Москва раньше других регионов перешла к использованию интернет-технологий, что позволило легче переключиться на онлайн-обучение. По словам главного научного сотрудника Института кибернетики и образовательной информатики им. А.И. Берга ФИЦ ИУ Российской академии наук Александра Уварова, «Московская электронная школа» (МЭШ) «показала себя как практически работающий инструмент». «Внедрение МЭШ не потребовало кардинальных изменений в работе школы: оно шло по пути замещения и/или улучшения традиционных инструментов учебной работы, – говорит Уваров. – Это позволило достаточно быстро и сравнительно безболезненно подключить к системе МЭШ практически все школы города. Проект МЭШ побудил всех учителей так или иначе приступить к использованию цифровых технологий в своей повседневной работе. Наличие действующей МЭШ облегчило шоковый переход школ к интернет-обучению».
комментарии(0)