Участки для голосования в столице находятся под круглосуточным видеонаблюдением. Фото агентства «Москва»
Первый день общероссийского голосования по поправкам к Конституции в Москве в целом прошел в штатном режиме: все участки открылись вовремя, наблюдение осуществлялось без сбоев, волеизъявление прошло в спокойной обстановке. Отличительной чертой этого дня стала очень высокая активность голосующих электронным способом. В столичном Общественном штабе по контролю и наблюдению за голосованием быстро реагировали на спорные моменты.
Видеонаблюдение организовано на всех участках, где это разрешено по закону, – а это практически все участки, за исключением расположенных в учреждениях пенитенциарной системы. Картинка с камер выводится на экраны операторов штабного видеоцентра. «Спорные случаи будут изучаться группой разбора – конкретный участок, конкретное время, можно отмотать, рассмотреть в деталях, все как в видеоповторах в футболе», – рассказал глава штаба Илья Массух. Видеонаблюдение ведется круглосуточно, в том числе ночью: участки закроются с включенным светом, а камеры, направленные на урны, столы и сейфы с бюллетенями, продолжат вести запись, которую утром проверит группа разбора.
Штаб организовал работу 21,5 тыс. наблюдателей – по 4–7 человек на каждый участок, в основном это представители НКО, политических партий, а также независимые наблюдатели. Никому из желающих принять участие в общественном контроле отказано не было, подчеркнули в штабе. Все наблюдатели прошли соответствующее обучение, а также сдали тесты на коронавирус и были обеспечены средствами индивидуальной защиты. «Безопасности не бывает слишком много», – заметил первый заместитель руководителя штаба, куратор корпуса наблюдателей Вадим Ковалев. Санитарные правила соблюдаются на всех участках: повсюду действует масочно-перчаточный режим, установлены санитайзеры, проводится температурный мониторинг.
Общественных наблюдателей нет только на двух категориях участков – в медицинских учреждениях и СИЗО. Причем они были готовы следить за ходом голосования в больницах, но в итоге было принято решение, что этим займутся врачи – чтобы посторонние лица никого не заразили и не заболели сами, пояснил заместитель председателя Общественной палаты Москвы Алексей Венедиктов. А в следственных изоляторах за чистотой волеизъявления проследят члены Общественных наблюдательных комиссий по защите прав человека в местах принудительного содержания, которые имеют туда доступ.
Самое пристальное внимание уделяется процедуре электронного волеизъявления, контролирует которое Электронный штаб по наблюдению за онлайн-голосованием. На случай технических сбоев здесь установлено несколько десятков принтеров, которые распечатывают листы с кодами двух типов: один – при получении избирателем электронного бюллетеня, второй – когда он проголосовал.
Для Москвы электронный формат не в новинку. Но впервые он продлится целых шесть дней, до 30 июня включительно, причем в круглосуточном режиме. И впервые он организуется по правилам, которые устанавливает не Москва, а ЦИК.
Всего для участия в электронном голосовании зарегистрировались 1 млн 51 тыс. жителей Москвы. Для проверки чистоты регистраций, как рассказал Алексей Венедиктов, из этого количества в штабе случайным образом отобрали 5 тыс. и позвонили по указанным в профилях телефонным номерам с вопросом – действительно ли подавались заявления? Из 3968 человек, кому получилось дозвониться и кто согласился ответить, все заявили, что сделали это самостоятельно.
Как показал первый день дистанционного волеизъявления, не все москвичи знали, что оно начинается чуть позже, чем открываются традиционные избирательные участки, – не в 8.00, а в 10.00. В результате были зафиксированы сотни попыток проголосовать преждевременно. Но в штабе это предусмотрели: в таких случаях на экране смартфона пользователь видел всплывающее напоминание о том, с какого времени можно отдать голос. Еще одним конфузом стала неудачная попытка проголосовать человека, который ошибся при регистрации, не прошел ее и не заметил письма об отказе, но пришел к выводу, что его голос украли. Штаб оперативно разобрался в этой ситуации.
За первый час дистанционно проголосовали сразу 5% зарегистрированных граждан, к середине дня – уже свыше 12%. Если граждане по каким-то причинам не смогли принять участие в электронном голосовании, они могут воспользоваться традиционным «бумажным» способом волеизъявления 1 июля: на избирательном участке сверятся с электронным реестром, увидят, что человек не проголосовал, и только тогда выдадут бюллетень.
Организацию голосования оценили международные эксперты. Председатель попечительского совета благотворительного фонда «Жива» Жанин Арнольди-Зих отметила высокий уровень санитарной безопасности: «Нас тепло встретили и предоставили свободный доступ к участку. Можно констатировать, что на участке соблюдены все необходимые санитарные нормы: мы получили санитарный набор с маской, перчатками и санитайзером. На входе нам измерили температуру. Кроме того, нельзя не отметить, что все участники процесса, в том числе наблюдатели, соблюдают социальную дистанцию».
А генеральный секретарь Ассоциации французских экспатриантов (АФЭР) Алексис Таррад обратил внимание на то, что на участке соблюдаются меры по обеспечению безопасности и конфиденциальности граждан. «На участке присутствуют наблюдатели от различных политических партий, а также те, кто изъявил желание присутствовать на голосовании в качестве наблюдателей», – заметил он.
комментарии(0)