Иллюстрация pixabay.com
Москва публикует только достоверные показатели смертности COVID-19, заявляют представители столичных властей, а также московские и международные медики. Эти комментарии стали ответом на публикации в некоторых СМИ о том, что в России якобы занижают цифры, демонстрируя «позитивную» статистику. Врачи заявления о некорректности столичных данных раскритиковали, обратив внимание, что процессы, отмеченные в Москве, характерны и для таких городов, как Нью-Йорк и Лондон.
После того как Москва в инициативном порядке опубликовала данные по COVID-19 за апрель, в некоторых СМИ появились публикации о том, что в статистике не были учтены важные данные, которые позволили продемонстрировать более позитивные цифры, чем есть на самом деле. Статистика по смертности от коронавируса в Москве достоверна, уверена заместитель мэра Москвы по вопросам социального развития Анастасия Ракова, по словам которой столичные власти придерживаются политики полной открытости данных по распространению коронавируса в мегаполисе. «С момента появления в Москве первого больного мы ежедневно фиксируем общее количество вновь выявленных инфицированных COVID-19, все случаи летальности, а также всех, кто выздоровел, – заявила Ракова. – Москва, наверное, единственная опубликовала данные о смертности за апрель сознательно и самостоятельно, чтобы эти данные могли использовать все».
По словам вице-мэра, действительно, в Москве наблюдается увеличение смертности за апрель 2020 года – на 1,8 тыс. человек по сравнению с 2019 годом, на 900 человек по сравнению с 2018 годом. Однако делать выводы о динамике смертности по данным одного месяца рано, к тому же любая пандемия влияет на увеличение смертности горожан. «Вирус бьет по самому больному, обостряются все хронические заболевания. Но назвать в данном случае причиной смерти COVID-19 просто не представляется возможным», – сказала Ракова. О том же говорят и московские патологоанатомы, которые обращают внимание на каждый случай смерти людей с коронавирусом или с подозрением на коронавирус.
Заведующий патологоанатомическим отделением ГКБ № 40 столичного департамента здравоохранения Ашот Авдалян, например, отмечает, что увеличение общей смертности в апреле 2020 года в Москве по сравнению с аналогичным периодом 2019 года укладывается в ежегодные колебания этого показателя. «Увеличение смертности незначительно, и все входит в рамки вариаций, которые бывают от года в год. Это может быть связано также с обострением хронических заболеваний, мы видим контингент тех, кто погибает сейчас, – это практически 80% люди за 70–80 лет, и там тяжеленная коморбидная патология. Естественно, сложно в том случае бороться за жизнь, когда имеем массу хронических заболеваний», – заключил врач. По его словам, по действующим приказам и рекомендациям вскрытие при подозрении на коронавирусную инфекцию и уже верифицированном при жизни процессе, связанном с инфицированием новым коронавирусом, делается практически в 100% случаев. «При совершенной очевидности процесса, верифицированного при помощи ПЦР-исследования при жизни и при соответствующей морфологической картине, которую мы видим на вскрытии, выставляется диагноз предварительный. В процессе дальнейшего исследования мы также отправляем на ПЦР-исследование мазки, в дальнейшем происходит корректировка диагноза», – сказал Ашот Авдалян. «Как можно считать причиной смерти COVID-19, если у человека был инфаркт или поздняя стадия онкологии и при этом не было изменений в легких? Это в корне неверно. Поэтому статистика Москвы по смертности от COVID-19 абсолютно корректна», – пояснил главный внештатный специалист по патологической анатомии департамента здравоохранения Москвы Олег Зайратьянц.
Зафиксированные в Москве посмертные диагнозы и причины смерти в конечном итоге исключительно точны, также говорят в департаменте здравоохранения столицы, отмечая, что аналогичная ситуация со статистикой наблюдается и в других странах – смертность от COVID-19 ниже, чем общий прирост смертности. Например, в Нью-Йорке смертность от коронавируса за апрель составила 11 861 человек, при этом общее увеличение смертности по сравнению с аналогичным периодом 2019 года – 15 709. В Лондоне в апреле с диагнозом коронавирус умерло 3589 человек, при этом общий прирост составил 5531, отмечают в департаменте. По данным московских врачей, даже если отнести всю «дополнительную» смертность за апрель в Москве к коронавирусу, смертность от COVID-19 будет чуть больше 3%, что ниже официальной смертности в Нью-Йорке и Лондоне (10 и 23% соответственно). При этом, если произвести такой пересчет в этих городах, смертность в них составит 13 и 32% соответственно.
О том, что по выдернутым из общей статистики отдельным данным не следует делать вывод об эпидемической ситуации, говорят и сотрудники международных медицинских организаций. Представитель ВОЗ в РФ Мелита Вуйнович заявила, например, что рейтинг стран по заболеваемости коронавирусом не позволяет делать выводы о динамике заболеваемости в разных странах, а статистика зависит от числа тестирований, места их проведения, а также фазы, в которой находится пандемия. «Эта статистика (количества зараженных. – «НГ») ни о чем не говорит. Число случаев и некий рейтинг, который страны делают сами по себе, абсолютно ни о чем не говорят, потому что каждая страна имеет свой расчет случаев», – отметила Вуйнович.
комментарии(0)