0
4258
Газета Москва Печатная версия

03.12.2019 21:34:00

Московская школа вышла на лидирующие позиции в мире

В рейтинге международной программы PISA столица РФ – в числе лучших

Тэги: образование, москва, показатели, рейтинги


образование, москва, показатели, рейтинги В результате модернизации московских школ учителя и ученики могут использовать на уроках интерактивные доски и планшеты. Фото агентства «Москва»

Школьники в Москве получают образование мирового уровня, причем их результаты растут – такой вывод можно сделать по результатам исследования PISA-2018, проведенного в 80 странах и представленного накануне. По уровню читательской грамотности 15-летние ученики из столицы РФ заняли третье место, по математике – пятое, по естественным наукам – шестое. По словам главы Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки Сергея Кравцова, московские школьники по некоторым показателям обогнали представителей стран, в которых образование традиционно считается наиболее качественным. Вице-мэр Москвы Анастасия Ракова отмечает, что результаты исследования подтверждают правильность курса, который столичные управленцы выбрали при модернизации школы несколько лет назад, и обещает, что ее развитие будет продолжаться.

В 2018 году в исследовании PISA участвовали почти 7300 московских девятиклассников из более чем 150 школ, при этом столица РФ в рейтинге значится как отдельный регион. Всего в мире были обследованы около 600 тыс. учеников. Выборка была случайной, и школьников для тестирования специально не готовили. В ходе исследования подростки выполняли тесты на компьютере, а руководители школ отвечали на вопросы специальной анкеты. Согласно результатам PISA, московская система образования укрепляет свои позиции в мире. По показателю «естественнонаучная грамотность» московские старшеклассники заняли шестое место в мире (в 2016 году было 12-е), по показателю «математическая грамотность» – на пятом месте (в 2016 году – шестое), по «читательской грамотности» – третье (три года назад было шестое). Отметим, что в целом Россия в рейтинге PISA занимает 31-е место по читательской грамотности, 30-е место по математической грамотности и 33-е место по естественно-научной грамотности.

«PISA – это одно из основных исследований качества школьного образования в мире, оно позволяет понять, как школьники умеют использовать теоретические знания, полученные в школе, на практике, – рассказал Сергей Кравцов. – Когда я увидел его результаты, очень порадовался за коллег, которые отвечают за образовательную политику Москвы. Результаты очень высокие, уверен, что опыт столицы будет очень полезен для других регионов нашей страны».

«И в 2016 году у нас были хорошие результаты, тогда мы входили в группу лидеров, – отмечает Анастасия Ракова. – Но мы все прекрасно знаем, как много все страны вкладывают в развитие образования. Поэтому результаты 2018 года нас вдвойне порадовали, поскольку мы не только смогли сохранить свои позиции, но и существенно улучшить их, по некоторым направлениям в два раза, став лидерами школьного образования. Это еще раз убеждает нас, что все проведенные в последние годы реформы и подходы, которые используются в Москве, были правильными и действительно дают результат».

Московских педагогов и школьников с высокими результатам поздравил глава департамента по образованию и навыкам Организации экономического сотрудничества и развития Андреас Шляйхер. «Благодаря тому, что в Москве всем школьникам обеспечены равные возможности для получения качественного образования, они демонстрируют высокий уровень по всем направлениям исследования: читательской грамотности, поиску информации, определению разницы между фактами и мнениями», – заявил он.

«Москва стала лидером, обогнав такие страны, как Финляндия, Канада, Южная Корея, – говорит Кравцов. – Мы тоже анализируем результаты регионов, и зачастую они не всегда связаны с финансированием, а скорее с теми усилиями, которые предпринимаются по организации системы образования. Это и публичная аттестация руководителей, и новая система оплаты труда, подразумевающая выплаты в зависимости от результатов работы, и обеспечение массового качественного образования, и высокая роль общества в управлении школой. Рособнадзор впервые в этом году составил рейтинг (эффективности) управленческих механизмов среди субъектов Федерации. И в нем лидером стала Москва, набрав максимум количества баллов».

По словам Анастасии Раковой, совершенствование системы образования будет продолжаться. «В основу системы образования в Москве ставится ученик, и исходя из этого финансируется каждая школа и каждый учитель. Сейчас школы конкурируют за учеников и внимание родителей, плюс с этого года у нас вводятся единые нормативы финансирования для государственных и частных школ, что поможет развивать систему частного образования, создаст еще большую конкуренцию между учебными заведениями и даст дополнительные возможности для учеников».

Отметим, что с 2011 года система образования в Москве была модернизирована, причем изменились и технологии обучения, и система управления школой, и принципы ее финансирования. Изменения начались с укрупнения образовательных учреждений, что позволило получить не 4000 маленьких школ со скромными бюджетами и ресурсами, а чуть более 530 крупных образовательных комплексов, в которых учителя могут раскрыть свои педагогические способности, а дети проявить свой потенциал. Укрупнение школ позволило снизить административные издержки и ввести подушевое финансирование обучения школьников – этот норматив сейчас составляет 125–160 тыс. на одного ученика в год. Равные финансовые возможности привели к тому, что стали развиваться не только «элитные» лицеи и гимназии, но и школы на периферии, которые раньше не могли рассчитывать на повышенное внимание. В результате знания высокого уровня дети могут получать в любом районе города, что демонстрируют итоги Единого госэкзамена и призовые места, которых ученики из разных муниципалитетов столицы добиваются на всероссийских предметных олимпиадах.

На новый уровень удалось вывести и техническое оснащение – во всех школах уже есть доступ к высокоскоростным Wi-Fi-сетям, более 40 тыс. педагогов обеспечены ноутбуками, в классах установлены интерактивные доски, внедрены новые форматы обучения, например такие как виртуальные лаборатории. Проект, вызывающий зависть во всех регионах РФ, – «Московская электронная школа» – специальная платформа, которая соединяет онлайн-сервисы для педагогов, школьников и родителей, такие как «Электронный дневник», библиотека учебных материалов и сценариев уроков, курсы дистанционного обучения и самопроверки.

Активно развивается и проект «Школа старшеклассника», в рамках которого подростки могут, определившись со своей будущей специальностью, лучше подготовиться к поступлению в вуз и обучению в нем. Предпрофессиональные классы действуют на базе более 400 школ, а в 2018–2019 учебном году более 11 тыс. выпускников сдавали предпрофессиональный экзамен. Это позволяет направить в вузы качественно новых первокурсников, которые хорошо понимают, почему они поступили именно в этот вуз, и настроены на получение определенного высшего профессионального образования.

Сам город становится площадкой для дополнительного образования: в мегаполисе действуют более 120 тыс. кружков и секций в школах, колледжах, вузах, учреждениях дополнительного образования, музеях, театрах, парках, частных компаниях – все они они дают знания более 1 млн детей. А в рамках городского проекта «Субботы московского школьника» ученики могут бесплатно посещать интерактивные лекции, мастер-классы, квесты и другие активности на разных площадках Москвы.

Что такое PISA

Programme for International Student Assessment (PISA) – международная программа по оценке образовательных достижений учащихся. Интернациональное сопоставительное исследование качества образования проводится под эгидой Организации экономического сотрудничества и развития. Исследование проводится с 2000 года, в рамках программы оцениваются знания и навыки учащихся школ в возрасте 15 лет по по математике, чтению и естественным наукам. PISA отличается от ЕГЭ, ОГЭ и других тестов тем, что оценивает то, как учащиеся применяют имеющиеся у них знания и используют логику для выполнения нестандартных задач.

Пять наиболее важных направлений модернизации московской школы

  • Объединение школ и создание крупных образовательных комплексов.

  • Обеспечение равного финансирования школ по принципу «деньги следуют за учеником».

  • Развитие «Московской электронной школы» – набор сервисов для учителей, учеников и родителей.

  • Внедрение системы предпрофессионального образования.

  • Изменение системы аттестации, подготовки и материального стимулирования учителей.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
546
Об отделении гуманности от гуманизма

Об отделении гуманности от гуманизма

Сергей Иванеев

Возможно ли воспитание нравственности без вмешательства религии

0
1878
Немецкие "Зеленые" цепляются за власть

Немецкие "Зеленые" цепляются за власть

Олег Никифоров

Министра Хабека выдвинули кандидатом на пост канцлера

0
1661
Первая Московская интеллиада совместила состязания с развлечениями

Первая Московская интеллиада совместила состязания с развлечениями

Елена Крапчатова

Любители развивающих ум видов спорта надеются на то, что в столице у них появится свое специализированное пространство

0
3328

Другие новости