Сторонники потенциальных депутатов Мосгордумы собирали подписи и в избирательных штабах, и на улицах, и в ходе поквартирных обходов. Фото со страницы Дмитрия Гудкова в Twitter
Лишь треть москвичей заметили сбор подписей на улицах города к предстоящим 8 сентября выборам депутатам Мосгордумы, свидетельствуют данные опроса ВЦИОМ, обнародованные 2 июля. О планах пойти на участок сообщили 44% респондентов, при этом лишь 8% горожан уже выбрали кандидата, за которого будут голосовать, подавляющее же большинство опрошенных со своими предпочтениями еще не определились. Политолог Павел ДАНИЛИН рассказал журналисту Евгению СОЛОТИНУ о том, как проходил сбор подписей и как столичная Общественная палата поможет Мосгоризбиркому контролировать ход избирательной кампании и голосования.
– Павел Викторович, до завершения сбора подписей осталось совсем немного времени, как, по вашему мнению, провели кандидаты эту кампанию?
– Очевидно, что у многих кандидатов оказалось недостаточно ресурсов для сбора подписей и им пришлось заняться рисовкой. В Москве тяжело собирать подписи, но это не повод, чтобы переходить к таким действиям. Если ты хочешь стать депутатом в таком мегаполисе, нужно иметь ресурсы – организаторов, сторонников, чтобы собрать всего лишь 5000 подписей. Те, кто не работал, а рисовал, теперь могут сколько угодно предъявлять претензии власти, но если подписи в их поддержку будут не настоящими, то их не зарегистрируют. Как бы ни занимались политическим шантажом такие политики, например, как Любовь Соболь, Илья Яшин, как бы ни ссорились между собой другие.
– Среди политиков, особенно на оппозиционном фланге, действительно было много разбирательств и споров. С чем связана эта разобщенность, почему даже накануне такой важной избирательной кампании оппозиционеры не смогли обойтись без ссор?
– Это нормально, всегда самая жесткая борьба – внутривидовая. А здесь конкуренция ведется внутри узкой группы политиков за очень узкую группу электората, даже несмотря на то, что в Москве эта прослойка больше, чем в регионах. Именно из-за этого происходили многочисленные скандалы. За что затравили Нюту Федермессер? Она четко забирала бы себе весь либеральный электорат и еще часть лояльного власти электората за нее проголосовала. Потому, чтобы она не победила, ее просто выжили. Это было грязно, но политическая борьба жесткая и не всегда красивая.
– Для того, чтобы стимулировать потенциальных избирателейяяя. независимые кандидаты проводили в минувшее воскресенье «День сбора подписей», на который пришло меньше людей, чем рассчитывали организаторы. Как вы можете оценить эту акцию?
– Это можно назвать провалом, который продемонстрировал, что те, кто его устроил, не способны к организаторской деятельности. Они думают, что за них сами все горожане должны прийти, сами отдать подписи, потом прийти еще и проголосовать. При этом самим кандидатам можно не работать… Результат мы увидели в воскресенье.
– Как можно охарактеризовать политику городских властей в дни сбора подписей? Московские чиновники быстро реагировали на сообщения о нападениях на активистов некоторых кандидатов, Мосгоризбирком (МГИК) и Общественная палата подписали соглашение о контроле за проведением выборов. Этого хватило?
– Я считаю, что в Москве власти все необходимое сделали, чтобы все кандидаты, которые хотят, смогли собрать подписи. Те, кто не собрал подписи сторонников, – должны задавать вопросы не власти, а себе. Общественная палата действительно уже начала следить за тем, что происходит в связи с выборами. В Мосгоризбиркоме участвуют три представителя Общественной палаты: два входят в нее – Ольга Кириллова и Михаил Швыдкой, и один – независимый эксперт Владимир Рыжков. Они выбраны, чтобы снимать вопросы по поводу ангажированности МГИК, и будут являться нашими представителями в избиркоме и в случае возникновения спорных ситуаций будут их рассматривать. Если выяснится, что в этих спорных вопросах есть что обсуждать, – они будут выносить их на рассмотрение комиссии по наблюдению за выборами, в которой работают члены комиссии Общественной палаты по развитию гражданского общества. В свою очередь, если мы поймем, что налицо реальные проблемы, мы обязательно будем указывать на них и Мосгоризбиркому, и властям.
– Как, по вашему мнению, пройдет электронное голосование, которое впервые будет организовано в трех районах Москвы?
– Это будет позитивный опыт, который позволит в будущем проще и собирать подписи избирателей, и голосовать москвичам, которые находятся не дома. Московская общественная палата также будет внимательно наблюдать за этим процессом, я думаю, все пройдет удачно.
Между тем, политические Telegram-каналы тоже комментируют ход сбора подписей в Москве. Авторы «Бойлерной», например, перепостили отрывок ролика известного видеоблогера Дмитрия Пучкова (Гоблина), критиковавшего работу центра сбора подписей оппозиционных кандидатов, где посетителей меньше, чем ожидалось. «Либо в пионерлагере, либо у бабушки на даче» - самая точная на сегодня оценка геолокации электората Навального. Поэтому центр сбора и пустует», - отмечает «Бойлерная».
«Темник» отзывается на обнародованные результаты опроса ВЦИОМ, отмечая, что хотя 89% респондентов заявили, что им не интересны предстоящие выборы, принять участие в них готовы 44% опрошенных. «Возможно, такая коллизия связана с тем, что вопрос о голосовании социально одобряем», - пишет «Темник». Главный редактор «Эха Москвы» Алексей Венедиктов в своем канале также привел результаты проведенного ВЦИОМ опроса, согласно которому 29% респондентов готовы поддержать провластного кандидата и иронически констатировал: «Война опросов».
комментарии(0)