Фото pixabay.com
Долгие годы принято было считать, что в мегаполисе так много источников загрязнения, что рассчитывать на комфортную жизнь в большом городе не приходится. Однако на самом деле экологическую ситуацию можно кардинально улучшить, используя современные технологии очистки выбросов, проводя постоянный мониторинг ситуации, наказывая нарушителей и очищая природную среду. Именно такими способами стараются действовать сейчас в Москве. О том, как в столице РФ контролируется состояние воздуха, воды и почв, и о прогрессе, достигнутом в защите экологии города, журналисту «НГ» Александру МАЛЫШЕВУ рассказала глава государственного природоохранного бюджетного учреждения «Мосэкомониторинг» Полина ЗАХАРОВА.
– Полина Владимировна, как изменилась экологическая ситуация в Москве в последние пять лет? С чем связаны изменения, например, качества воздуха?
– Долгосрочная динамика свидетельствует о снижении уровня загрязнения атмосферного воздуха. За последние пять лет (в сравнении с 2014 годом) среднегодовые концентрации оксида азота снизились на 39%, взвешенных частиц – на 34%. Такие результаты достигнуты благодаря природоохранным мероприятиям, которые проводятся в Москве сейчас.
Известно, что в Москве на долю автотранспортных средств приходится более 90% выбросов загрязняющих веществ в атмосферу. В связи с этим с 2010 года городское правительство планомерно добивается снижения интенсивности транспортных потоков, что должно уменьшить загрязнение воздуха от автотранспорта. Повышается связность улично-дорожной сети, что дает положительный экологический эффект за счет снижения пробега машин, развивается общественный транспорт, в первую очередь электрический – например, открыто Московское центральное кольцо, строятся новые линии и станции метрополитена, восстанавливаются трамвайные маршруты, оптимизируются маршруты автобусов. Кроме того, обновляется техника, которая используется при пассажирских перевозках, – в частности, закупается энергоэффективный подвижной состав электрического транспорта, автобусы с низким выбросом загрязняющих веществ. С января 2017 года запрещен въезд на Московскую кольцевую автодорогу и в город в пределах МКАД грузовых транспортных средств с экологическими характеристиками хуже Евро-2, а в пределы Третьего транспортного кольца и на ТТК – с экологическими характеристиками хуже Евро-3, действуют ограничения на въезд грузового транспорта в зависимости от его максимальной массы (грузоподъемности). С 1 сентября 2015 года запрещен въезд на МКАД и в пределы МКАД всех автобусов с экологическими характеристиками хуже Евро-3.
В результате за последние 10 лет существенно обновился легковой автопарк Москвы. Сейчас автотранспортный парк столицы самый экологичный в России и постоянно улучшается. Более 62% автотранспортных средств в Москве соответствуют стандарту экологического класса Евро-4 и выше. По сравнению с 2010 годом доля экологичных машин увеличилась более чем в 2 раза. Выбросы загрязняющих веществ от автотранспорта за последние восемь лет сократились более чем на 140 тыс. т.
В рамках проводимой правительством Москвы политики в области экологизации и модернизации промышленных производств столицы крупнейшие городские предприятия приняли природоохранные программы, которые позволят снизить выбросы загрязняющих веществ в воздух.
– В каком состоянии московские водные объекты и почвы?
– Состояние водных объектов Москвы также улучшается – качество воды в целом соответствует установленным нормативам культурно-бытового водопользования.
Также повышается эффективность коммунальной уборки городских территорий – например, активнее применяется вакуумная техника, а это позволяет существенно сократить нагрузку на водные объекты по веществам, поступающим с поверхностным стоком, – в их числе взвешенные вещества, металлы и нефтепродукты. Эффективность очистки поверхностного стока от нефтепродуктов и взвешенных веществ с территорий крупных автодорог на сооружениях глубокой очистки составила 90–95%.
Для снижения нагрузки на Москву-реку по биогенным элементам в 2011–2017 годах была проведена комплексная крупномасштабная реконструкция Курьяновских очистных сооружений (КОС) с заменой устаревшего оборудования и переводом на современные технологии удаления биогенных элементов (азота и фосфора) и ультрафиолетового обеззараживания. Данные мониторинга фиксируют устойчивый положительный эффект реконструкции: по итогам 2018 года содержание аммонийного азота в Москве-реке ниже сброса КОС снизилось на 53% в сравнении с данными 2014 года (это период завершения первого этапа реконструкции).
С 2009 года содержание нефтепродуктов в Москве-реке в центральной части города снизилось на 20%, а класс качества воды в устьях 28% контролируемых притоков Москвы-реки улучшился.
Продолжает улучшаться и состояние почв в Москве. В 2018 году зафиксировано минимальное значение нефтепродуктов в почве с начала мониторинговых наблюдений (с 2005 года). По сравнению с 2017 годом уровень нефтепродуктов снизился на 10%.
В 2018 году специалистами «Мосэкомониторинга» было обследовано 299 площадок постоянного наблюдения за состоянием почвенного покрова. За счет природоохранных мероприятий, в том числе с заменой загрязненных почв, заметно снизилось суммарное содержание тяжелых металлов в почве. Согласно принятой в России классификации, почвы Москвы сейчас в целом – 92% территории – относятся к категории слабого загрязнения. Например, среднее содержание бензапирена в почвах города в 2018 году в сравнении с предыдущим периодом наблюдения снизилось в 1,5 раза.
– Как работает система мониторинга экологической ситуации в Москве? Как она будет развиваться?
– Система экологического мониторинга атмосферного воздуха действует и постоянно развивается в Москве с 1995 года. Сейчас она включает в себя сеть автоматических станций контроля загрязнения атмосферы (АСКЗА), специализированные метеорологические комплексы для контроля условий рассеивания, передвижные лаборатории и аналитическую лабораторию, аккредитованную на лабораторный анализ широкого спектра загрязняющих веществ в воздухе.
Основа мониторинга атмосферного воздуха – сеть из 56 АСКЗА, позволяющая непрерывно и круглосуточно контролировать более 20 параметров загрязнения атмосферы. АСКЗА расположены по всему городу и охватывают все функциональные зоны: находящиеся под влиянием крупных автотрасс территории, спальные районы, фоновые, находящиеся на удалении от источников выбросов, а также районы, на которые влияют выбросы крупных промышленных объектов.
Характерные для выбросов большинства антропогенных источников загрязняющие вещества, такие как оксид углерода, диоксид азота, оксид азота, сумма углеводородных соединений, озон, взвешенные частицы, диоксид серы, контролируются на всей территории города. Содержание специфических веществ – сероводорода, аммиака – контролируется вблизи отдельных источников.
В дополнение к действующим стационарным действуют мобильные АСКЗА. Мобильные станции временно размещаются рядом с различными источниками выбросов и круглосуточно измеряют содержание в воздухе загрязняющих веществ.
По обеспеченности автоматическими станциями, контролируемым параметрам, методам и средствам контроля московская система мониторинга соответствует требованиям российского законодательства, директив Евросоюза и рекомендациям Всемирной организации здравоохранения.
Нужно сказать, что на уровень загрязнения атмосферного воздуха существенно влияют метеоусловия. В зависимости от погодных условий он может существенно меняться. В связи с этим проводится и контроль метеорологических параметров, влияющих на условия рассеивания вредных примесей.
Дополнительно мониторинг атмосферного воздуха на жилых территориях Москвы ведется посредством трех передвижных экологических лабораторий (ПЭЛ). Они действуют на основании обращений москвичей, а также в рамках экологического мониторинга состояния атмосферного воздуха на различных территориях города. График выездов ПЭЛ формируется с учетом заявок жителей со всех районов города, включая Троицкий и Новомосковский административные округа.
А в 2018 году на базе «Мосэкомониторинга» создана круглосуточная служба оперативного контроля. Она нужна для непрерывного мониторинга экологической обстановки в Москве, своевременного предупреждения и выявления экологических происшествий, угроз возникновения чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, связанных с высоким и экстремально высоким уровнем загрязнения атмосферного воздуха, и для организации оперативного реагирования на экологическое происшествие.
Создание службы позволило в два раза увеличить количество рейдов ПЭЛ для исследования уровня загрязнения атмосферного воздуха по жалобам жителей, в том числе и ночью. Оперативность прибытия лабораторий на территорию при поступлении информации в случае поступления сигнала о выбросах сократилась до 40 минут.
ПЭЛ позволяет в режиме реального времени производить измерения по 11 загрязняющим веществам – это оксид углерода, диоксид и оксид азота, аммиак, диоксид серы, сероводород, суммарные углеводороды, безметановые углеводороды, метан, взвешенные вещества.
Исходя из имеющихся источников или характера запаха на отдельных территориях города, отбор проб атмосферного воздуха осуществляется на расширенный перечень загрязняющих веществ с последующим их анализом в аналитической лаборатории.
Аналитическая лаборатория позволяет проводить отбор проб атмосферного воздуха более чем по 120 специфическим загрязняющим веществам: фенол, формальдегид, бензол, сероводород, аммиак, ксилолы, меркаптаны, стирол, толуол и др.
В 2018 году по жалобам на загрязнение атмосферного воздуха ПЭЛ обследовали 1263 территории города. При планировании рейда учитывались метеорологические условия для проведения измерений в сопоставимых условиях с погодными характеристиками периода поступления обращения.
– Насколько пристально следят в Москве за тем, как влияют на экологию промышленные предприятия?
– В Москве круглосуточно действует система мониторинга выбросов промышленных предприятий, которая обеспечивает непрерывный контроль основных характеристик выбросов загрязняющих веществ. Перечень контролируемых параметров определяется индивидуально с учетом состава выбросов промышленного предприятия. Сейчас системами локального экологического мониторинга оснащены 51 предприятие теплоэнергетического комплекса (11 московских ТЭЦ, 40 районных тепловых станций), два мусоросжигательных завода, нефтеперерабатывающее предприятие АО «Газпромнефть-МНПЗ» – данные от него поступают в тестовом режиме.
– В нынешнем году в Москве планируется провести III Климатический форум. Что планируется на нем обсудить?
– III Климатический форум городов состоится 4–5 сентября в московском концертном зале «Зарядье». Программа форума предусматривает деловую, выставочную и конкурсную составляющие. Организатором мероприятия будет Департамент природопользования и охраны окружающей среды Москвы.
Сейчас формируется концепция и программа мероприятия, а также обсуждается список экспертов, которым предстоит принять участие в работе форума и поделиться полезным опытом в этой сфере. Как и в предыдущие годы, организаторы рассчитывают сохранить самый высокий уровень представительства российских и зарубежных органов власти, делового, научного и экспертного сообществ. Особое внимание будет уделено устойчивому развитию крупных городов, включая аспекты городской экологической политики, возможные сценарии климатического партнерства. По опыту предыдущих лет большой интерес у слушателей и докладчиков всегда вызывают вопросы, связанные с использованием возобновляемых источников энергии, повышением энергоэффективности промышленности и городского хозяйства, развитием электротранспорта, экологической ответственностью бизнеса, которые также войдут в повестку дня.
– Кто будет участвовать в форуме?
– За прошедшие годы форум стал крупнейшей международной площадкой для диалога об экологии и сохранении климата. Стоит отметить, что в прошлом году на форуме выступили 200 экспертов из 23 стран, включая Великобританию, Корею, Францию, Швецию, Голландию, Японию и Германию. В ряду ключевых спикеров мероприятия были представители крупнейших международных организаций, таких как ООН, Всемирная организация здравоохранения, Всемирная метеорологическая организация, Партнерство городов – лидеров в борьбе с изменением климата «С40», Всемирный фонд дикой природы, Гринпис и многие другие.
Помимо международных организаций форум поддерживают российские образовательные и исследовательские учреждения, среди которых Институт экономики, транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ, Высшая школа урбанистики имени А.А. Высоковского, Национальный исследовательский университет «Московский энергетический институт», Институт народнохозяйственного прогнозирования РАН, Европейский университет в Санкт-Петербурге, Московская школа управления «Сколково», МГУ им. М.В. Ломоносова, РХТУ им. Д.И. Менделеева, Российская академия наук и другие.
комментарии(0)