На Олимпиаде мегаполисов московская команда была лучшей. Фото агентства «Москва»
Московские школьники в 2018 году продемонстрировали знания самого высокого уровня, завоевав более 50% дипломов победителей Всероссийской олимпиады и добившись первого места на Олимпиаде мегаполисов. Кроме того, в прошлом году на международных предметных олимпиадах школьники из столицы РФ завоевали 22 награды – 13 золотых и 9 серебряных медалей. В последнее время в Москве все больше внимания уделяют развитию системы дополнительного образования – разные кружки и секции работают при каждой школе и помогают формировать у ребят навыки и умения, которые понадобятся им для взрослой жизни. Школа при этом становится интегратором всех городских образовательных ресурсов, позволяющих учащимся получать знания и побеждать на олимпиадах.
В последние несколько лет школьники Москвы доминируют в отечественных и международных интеллектуальных состязаниях. В 2018 году ученики из столицы РФ впервые завоевали более 50% дипломов победителей (191 награда) Всероссийской олимпиады (это 50,6% от общего числа), при этом на международных предметных олимпиадах московские школьники взяли 13 золотых и 9 серебряных медалей. Всего же в прошлом году воспитанники 227 московских школ смогли добыть 906 дипломов победителей и призеров заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников, и москвичи составляли 39,7% всех победителей и призеров этого этапа. В 2010 году на этом уровне состязаний москвичами были 278 победителей и призеров, что составляло лишь 18,8% от всего количества триумфаторов.
Важно, что эти результаты были достигнуты не за счет того, что на олимпиады отправляют школьников, которых специально готовят для этого в профильных учебных заведениях. Напротив, количество школ, подготовивших побеждавших на олимпиадах учеников, постоянно растет. Например, в 2018 году победителей и призеров заключительного этапа подготовили 227 школ, притом что в 2010 году этим могли похвастаться 74 школы. Количество московских школ, подготовивших победителей заключительного этапа Всероссийской олимпиады, также увеличилось более чем в два раза – с 43 до 92.
Еще один показатель, по которому можно оценить качество знаний московских школьников, – результаты сдачи единого государственного экзамена (ЕГЭ). Количество выпускников московских школ, набравших при сдаче ЕГЭ по трем предметам более 220 баллов, за восемь лет увеличилось с 6,8 тыс. человек (это показатель 2010 года) до 21,6 тыс. человек. Нужно отметить, что 11,7 тыс. человек смогли набрать 220–249 баллов, притом что в 2010 году таких было 5,3 тыс. А вот 250 и более баллов получили на ЕГЭ 9,9 тыс. человек, в 2010 году с таким результатом сдали экзамены лишь 1,5 тыс. школьников. Резко возросло и количество высокобалльных результатов (81–100 баллов по ЕГЭ по одному предмету): их стало больше в 4 раза, это количество возросло с 11,4 тыс. до 47,1 тыс. человек. Увеличилась и доля девятиклассников, которые получили пятерки и четверки на четырех экзаменах – в 2018 году таких школьников было 45% от общего количества сдававших экзамены, а в 2010 году – только 24%.
Московские учащиеся также заметны и на соревнованиях молодых профессионалов. Например, в ходе IV национального чемпионата «Профессионалы будущего» (по методике JuniorSkills), который проходил год назад, сборная Москвы стала абсолютным победителем в общекомандном зачете: ее представители получили 59 медалей, среди которых было 35 золотых, 14 серебряных и 10 бронзовых. На VI национальном чемпионате «Молодые профессионалы» (по методике WorldSkills) в Южно-Сахалинске команда Москвы также заняла первое место в командном зачете – у нее 54 золотые, 21 серебряная и 16 бронзовых медалей. И на III Московской олимпиаде школьников крупных городов и столиц мира (ее еще называют Олимпиадой мегаполисов. – «НГ») команда крупнейшего города РФ стала лидером, опередив представителей Шанхая, Санкт-Петербурга, Гонконга.
«Еще десять лет назад успехи на олимпиадах были исключительно личной заслугой ребенка и его учителя, а сейчас на раскрытие потенциала каждого московского школьника работает система, – говорит директор Центра педагогического мастерства Иван Ященко. – Школе помогают и учреждения дополнительного образования, и вузы, и вся система образования города, которая призвана показать ребенку различные области, в которых он способен себя проявить и может попробовать свои силы на массовых олимпиадах, развивать свой талант. Успехи сейчас достигаются не отдельными школами, как в большинстве регионов, где талантливых ребят стараются собрать в одном учебном заведении. У нас в Москве больше трети школ дают победителей и призеров заключительного этапа всероссийской олимпиады и почти все школы дают победителей и призеров олимпиад регионального уровня».
Действительно, важная тенденция современной московской школы – подключение всех возможностей системы образования к тому, чтобы давать детям знания, которые помогут им быть востребованными в современном мире. Сейчас при каждой школе и в специализированных учреждениях (центрах детского творчества, дворцах творчества, музыкальных, художественных школах) работают кружки и секции дополнительного образования детей. В них занимаются более 879 тыс. детей в возрасте 5–18 лет, что позволяет ребятам получать знания и умения практически на всех объектах социальной, культурной и научной сферы мегаполиса, например в музеях, театрах, парках, дворцах культуры и спорта. Дополнительное образование доступно жителям всех районов Москвы – в кружках и секциях занимаются более 1 млн детей.
Отдельное направление – интеграция общего, дополнительного, профессионального и высшего образования на межпредметной основе, что также позволяет человеку уже к окончанию школы получить не только необходимые для жизни и будущей профессии навыки и умения, но и востребованную квалификацию специалиста среднего звена. В столице также работают детские технопарки, где школьников обучают по 29 направлениям – от робототехники и космонавтики до архитектуры и промышленного дизайна. «Сегодня в Москве работают 15 детских технопарков, – отмечал мэр столицы Сергей Собянин. – В прошлом году лекции и занятия в них посетили более 60 тысяч школьников. Обучение и практическая работа в хорошо оснащенных лабораториях с преподавателями-практиками помогают юным москвичам расширить кругозор, приобрести новые знания и навыки и в будущем сделать осознанный выбор профессии».
Есть и другие форматы сотрудничества школы и высших учебных заведений. Например, на базе 103 школ с 2015 года действует совместный с 23 федеральными вузами проект «Инженерный класс в московской школе», к которому подключены высокотехнологичные предприятия Москвы, работающие в сфере IT-технологий, связи, строительства, транспорта, обеспечения безопасности, оборонной промышленности. На базе 69 школ также уже более трех лет действует проект «Медицинский класс в московской школе», в котором участвуют Московский государственный медицинский университет им. И.М. Сеченова и Российский национальный исследовательский медицинский университет им. Н.И. Пирогова. 36 школ включены в программу «Курчатовский центр непрерывного конвергентного (междисциплинарного) образования», выполняемую совместно с Курчатовским институтом. А в проект «Академический (научно-технологический) класс в московской школе» уже два года включены сотрудники 23 научных организаций, подведомственных Министерству науки и высшего образования РФ, 14 федеральных вуза и 13 школ. К подобным программам с 2019/20 учебного года добавлен проект «IT-класс в московской школе», в котором будут участвовать до 30 школ.
«Очень важно, что мы наблюдаем большой интерес к раскрытию таланта детей и их участию в олимпиадах, – говорит Иван Ященко. – Чтобы быть успешным в современном цифровом городе, нужно раскрывать свой талант, хорошо учиться. Фундаментом массовых успехов является массовая работа. На завершающем этапе, когда ребенок входит в команду города, уже идет определенная подготовка, тренинги, выездные сборы – как и в спорте. Но главный этап для нас – это школьный этап Всероссийской олимпиады школьников. У нас впереди заключительный этап этого года, начиная с конца марта и весь апрель мы будем следить за успехами наших ребят и радоваться им».
комментарии(0)