Новейшее оборудование позволяет столичным педагогам и школьникам достигать высоких результов в учебе. Фото РИА Новости
В московской учительской среде сделано многое, чтобы победить бюрократию, а развитие городских школ позволяет детям и в центре мегаполиса, и на его окраинах получать знания высокого уровня, уверен глава столичного Департамента образования Исаак Калина, который на днях подвел итоги уходящего года. По данным ведомства, средний месячный доход учителей за 11 месяцев 2018 года составил около 108 тыс. руб., при этом столичные педагоги работают крайне эффективно. Высоких результатов помогает добиваться система «Московская электронная школа» (МЭШ), в которую включены все общеобразовательные учреждения города, отмечают педагоги.
Глава Департамента образования Исаак Калина, рассказывая об итогах года, признался журналистам, что коллеги предлагали ему заявить о полной победе над школьной бюрократией в 2018 году, однако глава ведомства все же предпочел более взвешенные оценки. «Я помню общий учительский стон по поводу засилия школьной бюрократии, и нам не верилось, что эту проблему можно не то чтобы решить, но что-то вообще с этим сделать, – отметил Калина. – Но мы успешно боремся с этим явлением разными способами. Например, количество чиновников, работающих в системе образования, сокращено почти в пять раз, и это должно помочь нашим школам уйти от засилия внутришкольной бюрократии». Заместитель директора школы № 1571 Мария Яшина отмечает, что в устранении бюрократических процедур серьезно помогают городские электронные системы, которые в последние годы все активнее используют сотрудники системы образования Москвы. В их числе разные сервисы «Московской электронной школы», такие как электронный журнал и электронный дневник, электронные сценарии уроков.
«Сделать труд учителей еще более эффективным – одна из наших задач, и, безусловно, незаменимым помощником в этом становятся цифровые решения электронного журнала и дневника, – также отмечает директор школы № 2107 Олеся Лукашук. – Цифровые данные позволяют нам прощаться со школьной бюрократией и узнавать больше, чем из любого отчета прошлых времен. Содержание и качество образования, результаты, безопасность, коммуникации – все это позволяет анализировать нам наш цифровой помощник. При этом не надо никому звонить, писать, тратить время на проведение совещаний. Польза не только в получении достоверных данных, выгруженных автоматически, но и еще в возможности на основании этих данных прогнозировать и планировать развитие школы». Например, электронный журнал и дневник позволяют объективно оценить востребованность тех или иных программ родителями и детьми – количество учащихся по каждому курсу дополнительного образования можно узнать всего за пару минут, причем увидеть посещаемость в динамике. Это позволяет руководителям школ понять, какие программы нужны московским семьям сейчас, какие становятся популярными, и подготовиться к тому, что потребуется, например, больше педагогов по какому-то профилю. «Уже сейчас мы знаем, какие специалисты нам потребуются в следующем учебном году, и ищем их заранее», – говорит Лукашук.
«Все отчеты формируются автоматически, – отмечает Мария Яшина. – Раньше в начале и конце четверти и учебного года учитель и классный руководитель были вынуждены большое количество отчетов сдавать завучу или директору в бумажном виде. Сейчас же все отчеты находятся в электронном журнале. Оценки, которые учитель выставляет за контрольные работы, оценки итоговые формируются в сводный отчет, с которым работает завуч». Кроме того, педагоги могут оценить даже активность родителей при работе с электронным дневником и понять, следят ли они за успеваемостью. «Важный момент – управление уроком с любого устройства, с мобильного телефона, планшета, с компьютера. Учитель уже не привязан к столу, – с удовольствием констатирует Яшина. – Можно спросить ученика, после ответа с помощью приложения МЭШ поставить ему оценку, запустить нужный сценарий урока или тест».
«Процесс образования в школе становится открытым. Все необходимые данные, которые мы получаем для анализа и контроля, формируются автоматически, – говорит Мария Яшина. – Сейчас в электронном журнале у завуча, у другого руководителя есть более 25 автоматических отчетов о работе школы. У них нет необходимости запрашивать ту или иную информацию у классного руководителя, у учителя-предметника – несколько кликов, и все нужные отчеты у меня. Можно говорить и о мобильности завуча. В каком бы здании я ни находилась, я могу увидеть любую информацию – картину класса, параллели, о посещаемости, об отсутствии учеников. Это позволяет оперативно принимать решения и одновременно работать со всеми участниками образовательного процесса».
Как отмечают педагоги, в Москве уже прошла эпоха «записочной почты». Сейчас родители могут онлайн посредством МЭШ оповестить классного руководителя о том, что ребенок будет отсутствовать в школе несколько уроков или дней. Учитель же может связаться с родителями и уточнить, почему ребенок не пришел в школу. «У нас есть очень удобный инструмент для взаимодействия с родителями – электронный журнал и дневник МЭШ, – уверена заместитель директора школы «Свиблово» Ирина Королева. – Они позволяют выстроить эффективную коммуникацию с родителями и сделать образовательный процесс максимально прозрачным. Родители оперативно получают всю информацию о школьной жизни своего ребенка и стали постоянным участником учебного процесса. Электронный дневник, например, дает возможность родителям в любое время и в любом месте получать сведения о предстоящих образовательных событиях ребенка, динамике его успеваемости, расписании уроков, внеурочных занятий, видеть комментарии к его оценкам, знать, когда ребенок вошел в школу и вышел из нее».
Еще недавно огромной проблемой было отсутствие современного высокотехнологичного оборудования, однако за последние несколько лет оснащение школ удалось довести до самых высоких мировых стандартов. Проект «Московская электронная школа» уже охватывает все школы Москвы, которые, по словам Калины, обеспечены самым современным оборудованием – компьютерами, интерактивными столами и досками.
В числе важнейших решенных за последнее время проблем, которые не вернутся, по словам Калины, – «ночные костры у школ в апреле». Напомним, еще в 2012 году родители ночью накануне
1 апреля ждали у входа в школы, чтобы после открытия ворваться в здание и успеть записать своего ребенка в первый класс. «Это казалось непреодолимой проблемой, но была введена запись в первый класс, четко распределены микрорайоны, и самое главное – началось улучшение качества работы школ, а также появилось большое количество школ, которые ждали первоклассников. Хотя первоклассников в последние годы стало больше, прежних трудностей нет – большая часть детей просто переходит из дошкольной группы в первый класс этой же школы – в этом году у нас 67,8 тыс. первоклассников были зачислены переводом». Всего же в столичные школы в новом учебном году было зачислено 108,6 тыс. первоклассников.
Кроме того, глава департамента отметил, что в нынешнем году фактически исчезла проблема системных «поборов», или «сборов на нужды общеобразовательного учреждения», поскольку каждая школа получила серьезное финансирование. «Резервы финансовые у московских школ очень солидные, минимум 8% от годового бюджета есть у каждой школы, а у многих даже месячный резерв бюджета. Можно сказать, что с этой проблемой мы справились, и если какие-то рецидивы изредка и возникают, у нас есть возможности достаточно жестко их пресекать», – отметил Калина.
Согласно материалам департамента образования, средний месячный доход учителей за 11 месяцев 2018 года составил около 108 тыс. руб., притом что в 2017 году эта цифра составила 85,9 тыс. руб., а в 2016-м – 77,6 тыс. руб. «Я считаю, что заработная плата вообще сверхвысокой не бывает, это деньги, которые московские учителя заработали своим трудом, и мы рады, что можно эти деньги показывать, не опасаясь жалоб педагогов на зарплаты». Заметным итогом всех изменений в столичной школе стали высокие результаты, которых добиваются столичные дети на интеллектуальных состязаниях разного уровня. «Сегодня уже не 74 школы города готовят победителей и призеров олимпиад, а 227 школ, причем это не постоянный список, – говорит Калина. – 337 школ за последние три года имели своих победителей и призеров олимпиад. Это характеристика возможностей, предоставляемых в этих школах. Сегодня нет района, где бы не было школ, где бы можно было получить высококачественное образование».
комментарии(0)