0
3699
Газета Москва Печатная версия

30.08.2018 21:00:00

Вадим Покотило: "Москву уже нельзя отнести к числу городов развивающихся стран, это другой уровень"

Партнер McKinsey&Company рассказал о главных изменениях в транспортной сфере столицы

Тэги: москва, транспорт, выборы, мэр, собянин, штаб, вадим покотило


москва, транспорт, выборы, мэр, собянин, штаб, вадим покотило За последние несколько лет система общественного транспорта Москвы была серьезно модернизирована. Фото РИА Новости

Москва за последние несколько лет совершила большой рывок в транспортной сфере, однако изменения нужно продолжать, заявили эксперты, собравшиеся на днях на встречу с кандидатом в мэры Сергеем Собяниным в его штабе. Партнер международной консалтинговой компании McKinsey&Company Вадим ПОКОТИЛО, участвовавший в круглом столе, рассказал журналисту «НГ» Александру ОСИПОВУ о наиболее важных изменениях, произошедших на московских улицах, и о месте столицы среди мировых мегаполисов.

Вадим, какие вопросы вы обсуждали на круглом столе с Сергеем Собяниным? Были ли приняты какие-то решения или просто обозначены потенциальные направления развития транспортной системы Москвы?

– Вопросы обсуждались разноформатные, от факторов, которые повлияли на повышение скорости движения по городу, до особенностей развития системы общественного транспорта. Я бы не сказал, что в рамках этого круглого стола была выработана какая-то стратегия, скорее были определены некие векторы, один из которых – необходимость активного развития общественного транспорта. В частности, строительство Московских центральных диаметров, продолжение развития метро и совершенствование наземного транспорта. Было озвучено и несколько инновационных проектов, как, например, возможность внедрения в Москве peer-to-peer каршеринга, когда автомобиль предоставляется в аренду не специализированной компанией, а людьми друг другу. В целом это была скорее реакция на задававшиеся вопросы, чем обнародование некой целостной программы.

Вы автомобилист или пользуетесь общественным транспортом? Какие наиболее важные изменения в транспортной системе Москвы, по вашему мнению, произошли за последние годы?

– Я активно пользуюсь и общественным транспортом, и автомобилем, и самокатом и велосипедом. Как мне кажется, наиболее важное изменение – повысилась эффективность и привлекательность общественного транспорта. Это произошло как за счет более высокого проникновения – до него теперь легче добраться большему числу горожан, так и за счет того, что существенно вырос уровень сервиса и комфорта в самом транспорте за счет навигации, бесплатного беспроводного Интернета, обновления подвижного состава. Также совершенно новой стала и билетная система. Важным для Москвы был и запуск Московского центрального кольца, и создание выделенных полос для автобусов и троллейбусов, развитие пригородного сообщения. Так что в целом повышение эффективности общественного транспорта – это самое главное достижение в транспортной сфере Москвы за последние несколько лет.

Также я бы отметил то, что изменилось для тех, кто передвигается пешком. Например, в городе долго обсуждалась программа «Моя улица», и во время проведения строительных работ в центре Москвы было много негатива по ее поводу. Однако сейчас можно заметить, что на улицах стало гораздо больше пешеходов, я и сам теперь достаточно часто хожу гулять по Садовому кольцу. Раньше невозможно было по улице куда-то пройти из-за скопления машин, сейчас же в городе есть комфортные пешеходные пространства.

Еще одно изменение, которое сегодня мало кто уже замечает, – платная парковка. В 2012 году было в принципе невозможно по правилам припарковаться в центре, а нормальной была ситуация, когда автомобилисты оставляли машины в два-три ряда. А сегодня любой неправильно припаркованный автомобиль вызывает большое удивление у жителей города. Это, кстати, тоже обсуждалось на круглом столе как большое достижение, фундаментально изменившее поведение водителей в Москве.

На какой из мегаполисов мира сейчас похожа Москва в транспортном отношении?

– Двух одинаковых городов нет. Когда мы составляли рейтинг 24 городов мира, то выбирали города, схожие по плотности населения, по уровню автомобилизации, по уровню доходов и в него вошли города со всего мира. Это были и северные города, например Нью-Йорк, Торонто, Лондон, и азиатские города, по плотности населения схожие с Москвой, такие как Сеул, Гонконг, Токио, Сингапур. Были и города из развивающихся стран, но Москву уже явно нельзя отнести к их числу, это уже другой уровень. Сейчас мы находимся на уровне Лондона, Чикаго. Но важно понимать, откуда мы стартовали еще недавно. Йоханнесбург, Сан-Паулу, Бангкок – это тот уровень, на котором Москва была еще пять лет назад.

Вы учитывали уровень удовлетворенности жителей транспортом? На каком уровне здесь Москва?

– Мы, проводя опросы, учитывали удовлетворенность жителей транспортной системой сейчас и восприятие горожанами происходящих изменений. Москва по сравнению с другими городами находится на лидирующих позициях по уровню восприятия изменений в транспортном комплексе. То есть люди объективно видят, что транспортная ситуация меняется. Но вот с точки зрения восприятия текущей ситуации москвичи все еще относительно скептичны. Хотя по каким-то показателям они положительно настроены, но если говорить в целом, люди считают, что транспортной системе есть куда развиваться.

По результатам круглого стола можно сказать, что будущее транспортной системы Москвы очевидно и приоритет будет отдан общественному, а не личному транспорту?

– Такого однозначного мнения не было высказано. Как мне кажется, ищется какое-то равновесие и, на мой взгляд, Сергей Собянин достаточно либерально настроен по отношению к автомобилистам. Например, звучал тезис о том, что прежде чем сдвигать баланс в сторону общественного транспорта, необходимо обеспечить горожанам комфорт и удобство в его использовании. Чтобы у горожан не было ощущения, что баланс в сторону общественного транспорта смещается насильно. Он должен смещаться сам, в силу того что общественный транспорт становится достойной и адекватной альтернативой личному автомобилю.

Транспортные системы мегаполисов: есть лидеры, но нет абсолютного победителя

Согласно результатам исследования McKinsey&Company, Москва вошла в десятку мегаполисов мира с наиболее развитыми системами городского транспорта. В отчете «Транспортные системы 24 городов мира: составляющие успеха» был представлен анализ 24 крупных городов мира, целью исследования, которое продолжалось три месяца, была комплексная оценка систем городского транспорта как с точки зрения объективных показателей, так и с точки зрения восприятия жителей. Транспортные системы мегаполисов оценивали по пяти направлениям: доступность инфраструктуры, финансовая доступность, эффективность, удобство и безопасность. В рамках исследования, проведенного в феврале–апреле 2018 года, специалисты McKinsey собрали и проанализировали 95 различных показателей, провели опросы среди населения 24 городов и проинтервьюировали более 30 экспертов из разных стран мира.

Авторы отмечали, что в рейтинге, составленном по объективным показателям, даже у лидеров есть как сильные, так и слабые стороны, а потому абсолютный победитель не назван. Тем не менее  в топ-10 вошли Сингапур, Большой Париж, Гонконг, Лондон, Мадрид, Москва, Чикаго, Сеул, Нью-Йорк, Милан. В интегральном рейтинге первое место по развитию транспорта занял Сингапур, в тройку вошли также Большой Париж и Гонконг. Далее расположились Лондон, Мадрид и на шестом месте – Москва. Замыкают рейтинг Чикаго, Сеул, Нью-Йорк и Милан. При этом в рейтинге общественного транспорта Москва заняла четвертое место. В рейтинге эффективности транспортных систем российская столица оказалась на втором месте, причем по эффективности общественного транспорта столица России обошла лидера – Сингапур.

Объективными достижениями российской столицы в отчете McKinsey были названы высокая эффективность, удобство и относительная доступность системы городского общественного транспорта, причем одним из важнейших шагов городских властей названо расширение метрополитена. Другими сильными сторонами российского мегаполиса аналитики назвали развитие билетной системы и электронных сервисов. Более 90% пассажиров пользуются картой «Тройка», кроме того, в столице РФ активно развиваются альтернативные способы оплаты проезда, в том числе с помощью бесконтактных банковских карт и мобильных телефонов. Отмечены были также несколько мобильных приложений в сфере транспорта, которые стали популярны среди населения. Все это привело к увеличению на 10% доли общественного транспорта в общем числе поездок, совершаемых в городе, по сравнению с 2010 годом.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Социал-демократы в Румынии взяли реванш после провала на выборах президента

Социал-демократы в Румынии взяли реванш после провала на выборах президента

Екатерина Шумицкая 

Активизация праворадикального дискурса вряд ли приведет к изменению политики Бухареста

0
1600
Столица гностиков и циклопов

Столица гностиков и циклопов

Юрий Юдин

Роман Андрея Платонова как подполье московского гипертекста

0
594
Листик, плыви!

Листик, плыви!

Сергей Дмитренко

Елена Семенова и рондад свободы на траверзе Котельнической высотки

0
1165
Самый большой каток Москвы открыли "Зимними узорами"

Самый большой каток Москвы открыли "Зимними узорами"

Ольга Софрина

Сезон на ВДНХ приурочили к 85-летию главной выставки страны

0
1837

Другие новости