За последние несколько лет система общественного транспорта Москвы была серьезно модернизирована. Фото РИА Новости
Москва за последние несколько лет совершила большой рывок в транспортной сфере, однако изменения нужно продолжать, заявили эксперты, собравшиеся на днях на встречу с кандидатом в мэры Сергеем Собяниным в его штабе. Партнер международной консалтинговой компании McKinsey&Company Вадим ПОКОТИЛО, участвовавший в круглом столе, рассказал журналисту «НГ» Александру ОСИПОВУ о наиболее важных изменениях, произошедших на московских улицах, и о месте столицы среди мировых мегаполисов.
– Вадим, какие вопросы вы обсуждали на круглом столе с Сергеем Собяниным? Были ли приняты какие-то решения или просто обозначены потенциальные направления развития транспортной системы Москвы?
– Вопросы обсуждались разноформатные, от факторов, которые повлияли на повышение скорости движения по городу, до особенностей развития системы общественного транспорта. Я бы не сказал, что в рамках этого круглого стола была выработана какая-то стратегия, скорее были определены некие векторы, один из которых – необходимость активного развития общественного транспорта. В частности, строительство Московских центральных диаметров, продолжение развития метро и совершенствование наземного транспорта. Было озвучено и несколько инновационных проектов, как, например, возможность внедрения в Москве peer-to-peer каршеринга, когда автомобиль предоставляется в аренду не специализированной компанией, а людьми друг другу. В целом это была скорее реакция на задававшиеся вопросы, чем обнародование некой целостной программы.
– Вы автомобилист или пользуетесь общественным транспортом? Какие наиболее важные изменения в транспортной системе Москвы, по вашему мнению, произошли за последние годы?
– Я активно пользуюсь и общественным транспортом, и автомобилем, и самокатом и велосипедом. Как мне кажется, наиболее важное изменение – повысилась эффективность и привлекательность общественного транспорта. Это произошло как за счет более высокого проникновения – до него теперь легче добраться большему числу горожан, так и за счет того, что существенно вырос уровень сервиса и комфорта в самом транспорте за счет навигации, бесплатного беспроводного Интернета, обновления подвижного состава. Также совершенно новой стала и билетная система. Важным для Москвы был и запуск Московского центрального кольца, и создание выделенных полос для автобусов и троллейбусов, развитие пригородного сообщения. Так что в целом повышение эффективности общественного транспорта – это самое главное достижение в транспортной сфере Москвы за последние несколько лет.
Также я бы отметил то, что изменилось для тех, кто передвигается пешком. Например, в городе долго обсуждалась программа «Моя улица», и во время проведения строительных работ в центре Москвы было много негатива по ее поводу. Однако сейчас можно заметить, что на улицах стало гораздо больше пешеходов, я и сам теперь достаточно часто хожу гулять по Садовому кольцу. Раньше невозможно было по улице куда-то пройти из-за скопления машин, сейчас же в городе есть комфортные пешеходные пространства.
Еще одно изменение, которое сегодня мало кто уже замечает, – платная парковка. В 2012 году было в принципе невозможно по правилам припарковаться в центре, а нормальной была ситуация, когда автомобилисты оставляли машины в два-три ряда. А сегодня любой неправильно припаркованный автомобиль вызывает большое удивление у жителей города. Это, кстати, тоже обсуждалось на круглом столе как большое достижение, фундаментально изменившее поведение водителей в Москве.
– На какой из мегаполисов мира сейчас похожа Москва в транспортном отношении?
– Двух одинаковых городов нет. Когда мы составляли рейтинг 24 городов мира, то выбирали города, схожие по плотности населения, по уровню автомобилизации, по уровню доходов и в него вошли города со всего мира. Это были и северные города, например Нью-Йорк, Торонто, Лондон, и азиатские города, по плотности населения схожие с Москвой, такие как Сеул, Гонконг, Токио, Сингапур. Были и города из развивающихся стран, но Москву уже явно нельзя отнести к их числу, это уже другой уровень. Сейчас мы находимся на уровне Лондона, Чикаго. Но важно понимать, откуда мы стартовали еще недавно. Йоханнесбург, Сан-Паулу, Бангкок – это тот уровень, на котором Москва была еще пять лет назад.
– Вы учитывали уровень удовлетворенности жителей транспортом? На каком уровне здесь Москва?
– Мы, проводя опросы, учитывали удовлетворенность жителей транспортной системой сейчас и восприятие горожанами происходящих изменений. Москва по сравнению с другими городами находится на лидирующих позициях по уровню восприятия изменений в транспортном комплексе. То есть люди объективно видят, что транспортная ситуация меняется. Но вот с точки зрения восприятия текущей ситуации москвичи все еще относительно скептичны. Хотя по каким-то показателям они положительно настроены, но если говорить в целом, люди считают, что транспортной системе есть куда развиваться.
– По результатам круглого стола можно сказать, что будущее транспортной системы Москвы очевидно и приоритет будет отдан общественному, а не личному транспорту?
– Такого однозначного мнения не было высказано. Как мне кажется, ищется какое-то равновесие и, на мой взгляд, Сергей Собянин достаточно либерально настроен по отношению к автомобилистам. Например, звучал тезис о том, что прежде чем сдвигать баланс в сторону общественного транспорта, необходимо обеспечить горожанам комфорт и удобство в его использовании. Чтобы у горожан не было ощущения, что баланс в сторону общественного транспорта смещается насильно. Он должен смещаться сам, в силу того что общественный транспорт становится достойной и адекватной альтернативой личному автомобилю.
Транспортные системы мегаполисов: есть лидеры, но нет абсолютного победителя
Согласно результатам исследования McKinsey&Company, Москва вошла в десятку мегаполисов мира с наиболее развитыми системами городского транспорта. В отчете «Транспортные системы 24 городов мира: составляющие успеха» был представлен анализ 24 крупных городов мира, целью исследования, которое продолжалось три месяца, была комплексная оценка систем городского транспорта как с точки зрения объективных показателей, так и с точки зрения восприятия жителей. Транспортные системы мегаполисов оценивали по пяти направлениям: доступность инфраструктуры, финансовая доступность, эффективность, удобство и безопасность. В рамках исследования, проведенного в феврале–апреле 2018 года, специалисты McKinsey собрали и проанализировали 95 различных показателей, провели опросы среди населения 24 городов и проинтервьюировали более 30 экспертов из разных стран мира.
Авторы отмечали, что в рейтинге, составленном по объективным показателям, даже у лидеров есть как сильные, так и слабые стороны, а потому абсолютный победитель не назван. Тем не менее в топ-10 вошли Сингапур, Большой Париж, Гонконг, Лондон, Мадрид, Москва, Чикаго, Сеул, Нью-Йорк, Милан. В интегральном рейтинге первое место по развитию транспорта занял Сингапур, в тройку вошли также Большой Париж и Гонконг. Далее расположились Лондон, Мадрид и на шестом месте – Москва. Замыкают рейтинг Чикаго, Сеул, Нью-Йорк и Милан. При этом в рейтинге общественного транспорта Москва заняла четвертое место. В рейтинге эффективности транспортных систем российская столица оказалась на втором месте, причем по эффективности общественного транспорта столица России обошла лидера – Сингапур.
Объективными достижениями российской столицы в отчете McKinsey были названы высокая эффективность, удобство и относительная доступность системы городского общественного транспорта, причем одним из важнейших шагов городских властей названо расширение метрополитена. Другими сильными сторонами российского мегаполиса аналитики назвали развитие билетной системы и электронных сервисов. Более 90% пассажиров пользуются картой «Тройка», кроме того, в столице РФ активно развиваются альтернативные способы оплаты проезда, в том числе с помощью бесконтактных банковских карт и мобильных телефонов. Отмечены были также несколько мобильных приложений в сфере транспорта, которые стали популярны среди населения. Все это привело к увеличению на 10% доли общественного транспорта в общем числе поездок, совершаемых в городе, по сравнению с 2010 годом.
комментарии(0)