Фото pixabay.com
Московские урбанисты и архитекторы в последнее время обсуждают сразу два крупных проекта, запланированных к реализации в российской столице – программу реновации жилищного фонда, которая должна избавить город от «хрущевок», и программу «Мой район», призванную создать комфортную и благоустроенную среду на всей территории мегаполиса – и в центре, и на окраинах. Специалист по комплексному планированию территорий, основатель Агентства стратегического развития «ЦЕНТР» Сергей ГЕОРГИЕВСКИЙ рассказал журналисту «НГ» Александру МАЛЫШЕВУ о том, существует ли в Москве противостояние периферии и центра, а также о том, какими должны стать столичные районы после реновации.
– Сергей Андреевич, предполагается, что программа «Мой район» поможет сгладить неравномерность развития центральных и окраинных территорий Москвы. Для кого она более важна – для жителей центра или периферии?
– Об этой программе сейчас очень много говорят, и, безусловно, она равно важна и для центра, и для периферии. В последнее время горожане вернулись в центр Москвы и благодаря тем преобразованиям, которые произошли в парках, в общественных пространствах, и благодаря программе «Моя улица». Если вы помните, в 90-е центр переживал период, когда в нем были в основном офисы, недвижимость сдавалась в аренду и центральные районы не производили впечатления жилых. Сейчас горожане – и коренные москвичи, и новые москвичи – снова обжили центр, но они живут и в окраинных районах, потому программа одинаково важна для всех. Более того, иногда на периферии мы видим районы или дворы, которые благоустроены и приведены в порядок лучше, чем некоторые дворы и районы в центре. Так что программа может восполнить имеющиеся пробелы, исправить недочеты и учесть потребности районов вне зависимости от того, где они находятся. Надо еще учесть – общая политика Москвы заключается в том, что базовый социальный стандарт качества жизни горожан и окружающей их среды не должен различаться из-за дислокации. И можно заметить, как на периферии Москвы сейчас возникает много новых центров и точек притяжения, что в принципе стирает разницу с историческим центром города. У нас сейчас город цельный, единый, полицентричный, и жесткого противостояния центра и периферии в нем нет.
– Планы формирования полицентричного города были озвучены Сергеем Собяниным еще несколько лет назад, то есть их уже удалось реализовать?
– Многое удалось на этом пути, но естественно, этот процесс не завершен, и еще немало шагов предстоит сделать. Действительно, Москва стала полицентричной, районы ожили и получили новую жизнь. Сегодня Москва – город многих центров, и, значит, во многом мэру удалось выполнить то, что планировалось.
– Чего в районах сейчас не хватает и на чем нужно сосредоточиться властям в таком случае?
– Мне кажется, что сейчас город на том этапе развития, когда нужно просто продолжать ту политику, которая начата, и развивать те направления, которые определены. Речь сейчас не идет о том, что нужно что-то поменять, а о том, чтобы закрепить достижения, которые стали очевидны за несколько лет, и продолжить те программы, которые были начаты. Эти программы могут быть названы по-разному, но необходимо их продолжать. Нужно развивать общественные пространства разного уровня, формировать транспарентную среду для пешеходов, развивать общественные виды транспорта, особенно экологичного. Но еще раз повторю: «подтягивание» периферии до уровня центра – это дискурс вчерашнего дня. В Москве уже нет периферии и центра в классическом понимании этих слов. Есть полицентричный город, и теперь речь правильнее вести о том, как развивать те или иные районы, новые центры, давать возможность им расти.
– Опыт каких городов Москва может использовать на этом пути? Есть пример мегаполисов, который следует учесть городским властям?
– Следование опыту других городов – для нашего города это тоже дискурс вчерашнего дня. Москва сегодня задает тренды во многих сферах. В том числе и в плане благоустройства городов. Мне приходится по работе много ездить по миру, и я могу сказать, что Москва сегодня – одна из блестящих столиц Европы. В области создания общественных и парковых пространств, в области системных и глобальных решений, важных для развития мегаполиса. Москва сегодня не тот город, который пытается просто копировать чей-то опыт. Это город, который предлагает свои решения, найденные в диалоге с миром. Это наглядно показывает ежегодный Московский урбанистический форум и изменения, которые на нем происходят и в дискуссии, и в практике обмена опытом.
Однако если говорить о типе развития, на который ориентируется Москва, то мы сейчас действительно Евразия. Москва берет за основу и адаптирует под свои нужды решения не только из Европы, но и подходы, которые применяются в Китае, Сингапуре, Южной Корее, Японии. То есть мы обратили свой взор не исключительно на традиционно доминировавшие ранее европейские модели развития, а стараемся создать микс из различных решений и взглядов на развитие городской и комфортной среды, который находится на стыке подходов Европы и Азии.
– Еще один крупнейший проект Москвы – программа реновации, которая должна изменить облик целых районов города. Как они должны выглядеть с современной точки зрения планирования территорий?
– Мне кажется, что для того, чтобы понять это, нужно обратить внимание на международный конкурс на первые пять пилотных площадок реновации (экспериментальные площадки реновации планируются в районах Кузьминки, Головинский, Царицыно, Проспект Вернадского, Хорошево-Мневники. – «НГ»). Делать выводы можно будет на основе тех проектов, которые там показываются, обсуждаются и станут лидерами. Конкурс открытый, проходит по инициативе правительства Москвы. Он является публичной лабораторией решений для объектов реновации. Пока объекты не реализованы, поэтому мы можем говорить об образах, которые предлагают архитекторы.
Первое, что требует решения в новых районах, – это инфраструктура, возможность обеспечить москвичам мобильность, которая положительно скажется на качестве их жизни. Ведь от мобильности, от транспортной обеспеченности зависит скорость, с которой вы добираетесь на работу, до социальных объектов, можете быстро решать другие свои задачи. Второе – нужно грамотное разделение частных и общественных пространств. Да, нам хочется, чтобы в городе были доступные и удобные общественные пространства, но должна быть граница, отделяющая их от частных пространств, которые должны быть закрытыми и приватными. Третье – экологичность. Сегодня это определяющая категория, которая сказывается на качестве жизни и на том, выбираем ли мы этот город для жизни со своей семьей или используем его только для работы и карьеры. Тема экологии, озелененности городских территорий, создания на них различных форм ландшафтного дизайна сегодня очень важна.
Каждая точка, каждый район, в котором будет реализовываться программа реновации, имеет свою идентичность, свою историю, свои культурные коды, которые нужно принимать в расчет. Это вызов для архитектурного сообщества, и хотелось бы, чтобы авторы проектов это учитывали. Да, районы изменятся в результате реновации, но очень важно, чтобы они не потеряли свое лицо, а может быть, даже получили еще большую индивидуальность. Важно, чтобы те культурные коды, которые в них заложены, были проявлены в архитектурных и планировочных решениях, согласованных городом для реализации. Важно, чтобы у районов было свое лицо, свои характерные черты, чтобы наш древний город не глобализировался до такой степени, когда вы, оказавшись в незнакомом месте, не понимаете, в каком из мегаполисов мира оказались.
– Подобная цель – создавать для каждого их них свои планы развития, которые должны учитывать особенности территории, обозначена в идеологии программы «Мой район». Реально ли реализовать столько индивидуальных проектов благоустройства и будут ли они успешными?
– Я думаю, что это реализуемо при условии, что заказчик будет коллективным. Жители, власть, бизнес и эксперты должны объединиться и научиться вместе формировать техническое задание на те изменения, которые будут происходить в районах. Если жители не станут полноценными и полноправными участниками этого процесса, этого диалога, то вряд ли получится что-то хорошее. Но если удастся сформировать техническое задание от всех четырех категорий населения, вовлечь жителей в эту работу, чтобы они соучаствовали в процессе определения целей проектирования, – то программа будет иметь успех.
комментарии(0)