Московские педагоги всегда активно участвуют в жизни города и выступают с предложениями, которые могут изменить жизнь мегаполиса. Особенно актуальны новые идеи накануне старта предвыборной кампании и в период формирования избирательных программ политиков. На днях на круглом столе с кандидатом в мэры Сергеем Собяниным его доверенное лицо, директор школы № 548 «Царицыно» Ефим РАЧЕВСКИЙ предложил устранить существующую диспропорцию между районами города в возможностях проведения досуга, отметив, что в сфере образования подобный паритет уже есть. Педагог рассказал журналисту «НГ» Александру ОСИПОВУ о том, действительно ли московская школа изменилась в последние годы, и объяснил свое решение об участии в избирательной кампании Собянина.
– Ефим Лазаревич, выступая на круглом столе, вы отметили, что за последние годы в московской системе образования произошли серьезные изменения. Какие из них наиболее значительны?
– Самое существенное изменение – профессия учителя стала престижной, востребованной, о чем свидетельствует постоянно растущий конкурс в Московский городской педагогический университет. Требуемые баллы по ЕГЭ при поступлении в него сегодня сопоставимы с показателями вузов первого эшелона.
Мне кажется важным, что городу удалось объединить для нужд системы образования все свои возможности. Есть интеграция усилий Департамента информационных технологий, Департамента культуры, Департамента науки и промышленности, ну и, разумеется, Департамента образования. В результате в школах активно формируется профессиональная ориентация, и если раньше выбор того или иного профиля обучения диктовался родителями, причем на основании умозрительных представлений, то теперь город предоставляет школьникам возможности для проб. А для подростков свойственно познавать мир методом проб и ошибок. Вот есть технопарки – там можно попробовать себя в разных профессиях – в робототехнике, кулинарии, парикмахерском искусстве.
Еще существенна направленность ресурсов образовательных организаций на успех, исчисляемый количественными показателями. Например, если мы возьмем международные и всероссийские олимпиады, там доминирует Москва. Более того, если я не ошибаюсь, более двух третей призовых мест на всевозможных всероссийских олимпиадах занимает Москва. Изменился и управленческий ресурс – современная московская школа управляется, ориентируясь на результат.
Еще для Москвы теперь характерен общекультурный подход к образованию. Мы все понимаем, что невозможно «вылепить» хорошего профессионала, если у него не будет широкого кругозора. В Москве школьники бесплатно посещают музеи, могут заниматься в технопарках, в городе есть такой проект, как «Университетские субботы», когда старшеклассники посещают самые престижные вузы и сдают там экзамены.
Следующий важный момент – дошкольное образование стало уровнем общего образования. Практически все дети, переходящие из детского сада в школу, – читающие дети, причем у них очень высокая образовательная мотивация.
– Какие проблемы школы удалось решить?
– Сегодня, чтобы получить качественное образование, ученику не обязательно ездить, например, из Ясенева в центр города. Хорошие школы теперь работают и на окраинах, о чем свидетельствует рейтинг московских образовательных организаций. Если бы лет семь назад мы отметили на карте Москвы 20 лидирующих школ, то они располагались бы в основном в центре и рядом с Кутузовским, Ленинским, Ленинградским проспектами. Сейчас же разброс будет более широким – такие школы есть и в Орехово-Борисово, и в Текстильщиках и других районах.
Кроме того, в московских школах теперь практически нет буллинга, когда одни дети издеваются над другими, травят кого-то. Одна из причин – абсолютная, стопроцентная информационная открытость. Если что-то происходит в школе, сразу все об этом узнают.
– Удалось ли включить родителей в деятельность школы, как работают родительские советы?
– В некоторых школах удалось вовлечь родителей в активность по-настоящему, в некоторых пока идет имитация активности. Каждая школа – это отдельный организм, и одинаковой ситуации в нескольких разных учреждениях образования быть не может. Но могу сказать, что благодаря системе «Московская электронная школа» и информационной открытости теперь школа более понятна для родителей. Если руководство учебного заведения принимает какое-то непопулярное решение, минуя мнение родителей, то оно обречено на поражение. Например, если решили отменить какие-то занятия, ввести какую-то жутко странную форму, делают еще что-то без учета мнения родителей – в эту школу перестанут ходить дети и она останется без бюджета, ведь деньги сейчас следуют за учеником. Но школ, в которые родители не хотят отдавать детей, в Москве уже не осталось.
Еще один из самых важный факторов сегодня – это то, что все школы Москвы стали финансироваться одинаково. Я застал период, когда гимназии получали из городского бюджета примерно на треть больше, чем обычные школы, а центры образования процентов на 20 получали больше других. Сегодня все получают одинаковые субсидии вне зависимости от того, что написано на вывеске.
– Как в «Царицыно» работает «Московская электронная школа» (МЭШ)? Насколько полезно использование электронных средств в образовании?
– У нас МЭШ работает, по сути, уже лет 15, просто она иначе называлась – мы создавали свой аналог, тратили свои собственные ресурсы на трафик, на серверы, на усовершенствование компьютеров. Лет шесть-семь все в системе образования Москвы ждали чего-то подобного, и наконец-то система появилась в централизованном виде. Как мы ее используем? МЭШ является агрегатором, это мощный информационный хаб, где все субъекты образования – семья, школа, учитель, ребенок, группы детей – во-первых, находят друг друга. Это платформа для общения, не для того, которое ведется в социальных сетях, а для предметного общения, по делу. Во-вторых, МЭШ обеспечивает доступ к информационным ресурсам различного уровня – от Британского музея до какой-то городской площадки. В-третьих, МЭШ позволяет давать не просто количественную оценку уровня знаний, но и экспертную оценку – что получилось, а что нет. И в-четвертых, что самое существенное, – позволяет учителю публично тиражировать свой опыт и свои разработки. Успешный учитель, он же как художник, любит работать при открытых дверях... Город поощряет московских учителей за размещенные в системе МЭШ разработки уроков, методические рекомендации, создает для учителей открытое информационное пространство. Точно так же как кто-то в Instagram лайкает чьи-то фотографии, учитель в любой точке земного шара по более сложной системе может одобрить урок, например, по истории Великой французской революции, созданный его коллегой из Дегунина, и затем использовать его наработки в преподавании. То есть идет взаимообогащение учителей.
– Ваша школа была одним из лидеров на пути создания образовательных центров, которые сегодня стали привычными. Этот подход себя оправдал?
– Действительно, в Москве с 2011 года начали создаваться образовательные комплексы – в одну структуру объединялись школы, детские сады. Мы подобное делали у себя в школе в 1993 году – в одном здании учатся дошкольники, в другом – начальные классы, в третьем – подростки, в четвертом – старшеклассники. Это мировой тренд, и вот у нас с Сергеем Собяниным, как оказалось, совпадают взгляды на школу в современном мегаполисе.
– Почему вы вообще решили работать в штабе кандидата в мэры Сергея Собянина?
– Я начну со странной, казалось бы, вещи. Я вот бывал в Лондоне и, когда там утром одевал белую рубашку, вечером ее воротник оставался белым, хотя принято говорить про смог и прочее. В Москве раньше было не так, а сейчас воздух стал чище, и воротник моей рубашки тоже остается белым. Это результат большой работы городских властей. Мы, граждане, очень не любим, когда нас обманывают, а то, что делает Собянин, вызывает доверие. Если я доверяю этой власти – я готов с ней сотрудничать и ее поддерживать. Я приведу для иллюстрации еще один бытовой пример – раньше у нас, когда отключали горячую воду на профилактику и обещали включить, например, 10 августа, то срок не выдерживали. Мы начинали звонить в ЖЭК, разные ведомства, толку было мало. Сейчас если объявлено, что вода будет 10 августа, то не позже, чем в этот день, она будет. Я привел два маленьких примера, но их у меня сотни. Самое главное – у Собянина слова не расходятся с делом.
– В чем заключается ваша работа в штабе?
– Я участвую в экспертных обсуждениях, например, во встрече по поводу развития разных территорий Москвы и программы «Мой район» (см. «НГ» от 02.08.18). Это было общение Собянина с заинтересованными в решении проблем горожанами в форме диалога, что также многих подкупает в нашем кандидате. Быть в диалоге с москвичами – это опция не только предвыборной кампании. Сам проект «Активный гражданин», многочисленные городские сервисы связи с властью показывают, что у нас смарт-город, оснащенный как один из лучших мегаполисов мира, а власти и жители живут в процессе постоянного диалогового сосуществования. У нас в штабе нет четкого разделения, что кто-то делает только это, а кто-то это, так что в целом я буду заниматься агитационной работой и выступать в поддержку человека, который доверил мне право быть его представителем.
– Насколько программа «Мой район», которую обсуждали эксперты и кандидат, актуальна для Москвы?
– Москва – гигантский мегаполис, и в городе достигнут достаточно высокий уровень комфортности проживания – созданы и работают коммуникации, обеспечена транспортная доступность, нет проблем с продуктами, как я уже говорил, даже образовательная среда стала единообразной, без разделения на успешный центр и отсталые окраины. Теперь нужен следующий шаг, который имеет отношение к территориальной самоидентификации жителя Москвы, – нужно развивать и благоустраивать районы исходя из их потребностей. Работая в Орехово-Борисово, я живу на Таганке, а наш учредитель находится в районе проспекта Мира, и, когда курсируешь между этими местами, есть ощущение, что перемещаешься из одного жизненного пространства в другое. Это совсем разные районы по своему уровню развития и благоустройства.
В отелях номер с окнами на море или красивый пейзаж стоит дороже, чем номер с окнами на внутридворовую площадку, то же самое и с жильем. Причем для жилья это еще более актуально, ведь дети, живущие в ситуации с разнообразным архитектурным и природным ландшафтом, развиваются намного успешнее. Поэтому место обитания человека должно соответствовать актуальным требованиям эстетики – должно быть красиво. Инициаторы сплошной типовой застройки ставили задачу удовлетворить потребность людей в крыше над головой и минимальных удобствах, и потому на эстетику мало обращали внимание. Теперь московские районы можно сделать комфортными, приятными для жизни за счет нетипового строительства, создания современной инфраструктуры внутри дворов, за счет разнообразия зеленого пространства, и для каждого района будет особое решение. Обязательно районы должны отличаться друг от друга, потому для каждого из них нужна своя программа развития.
– Говорилось также о необходимости изменения при помощи проектов «Мой район» культурного ландшафта города, вы с этим согласны?
– Да, действительно, еще одна проблема связана с тем, что у москвичей, удовлетворивших свои первые жизненные потребности, стремление к прекрасному становится все сильнее, а среда меняется мало. Поэтому логично создание культурных учреждений – картинных галерей, музеев – не только в центральной части города, но и на других территориях. Из-за больших городских пространств культурные учреждения должны быть рассредоточены в разных частях всего мегаполиса, а не сконцентрированы в пределах Бульварного кольца. Конечно, невозможно создать Третьяковку в каком-то районе, но это не всегда и нужно. Но если мы возьмем средний город России, в котором живет 150 тысяч человек, то там будет и свой дом культуры, театр, краеведческий музей, кинотеатры. Этого принципа нужно придерживаться и при перспективном планировании и развитии московских районов.
комментарии(0)