На минувшей неделе в Москве было принято решение о старте в городе пилотного проекта для москвичей старшего возраста. Он должен предоставить возможности пожилым людям проявлять себя, учиться, отдыхать и вести активный образ жизни вне зависимости от возраста. О том, нужен ли российской столице подобный проект, «НГ» рассказала советский и российский диктор и телеведущая, народная артистка РСФСР Анна Шатилова, которая на днях могла ознакомиться с его предварительным вариантом.
– Анна Николаевна, насколько активны пожилые москвичи сегодня, готовы ли они больше участвовать в жизни города?
– Я очень много встречаюсь с ветеранами – в основном как ведущая разных событий – и замечаю, что мэрия, департаменты правительства Москвы уделяют очень много внимания пожилым горожанам. На протяжении многих лет мы с коллегами – Евгением Кочергиным, Игорем Кирилловым – проводим различные торжества, встречи в разных частях Москвы, поводов для этого бывает много. Московский Департамент социальной защиты населения и его глава Владимир Аршакович Петросян хорошо работают с людьми старшего поколения. Знаете, я всегда протестую против двух слов – «престарелый» и «инвалид», – стараюсь, чтобы они не встречались в нашем языке. Что такое «престарелый»? Это в советское время существовали дома для престарелых – обездоленных и одиноких людей. Это неблагозвучное слово я попросила на недавней встрече с Сергеем Семеновичем Собяниным исключить из всех документов и названий, и замечательно, что теперь мы в Москве говорим «люди старшего поколения». Еще я протестую, когда говорят «инвалид» – я его никогда не употребляю, даже если оно есть в сценарии. Надо говорить «люди с ограниченными возможностями», причем жизнь показывает, что такие люди дают фору всем остальным. Эти люди и танцуют и поют, и есть спортсмены – это особая каста людей, на них надо равняться. В Москве много внимания уделяется и им, и людям старшего поколения. В каждом ведомстве какие-то проекты, кружки, встречи. Как-то я вела одну встречу на ВДНХ – целая аудитория людей старшего поколения, которая осваивает компьютеры, современную технику. Я даже позавидовала, думаю, я для такого слишком ленивый человек. А недавно мы с Александром Олешко вели в концертном зале «Россия» московский бал: наши ветераны в бальных платьях, фраках с бабочками танцевали, были конкурсы. Это было такое зрелище! Единственное, о чем я думала, что этот бал нужно было показать в прямом эфире по нашим центральным каналам. А с Дмитрием Шепелевым мы вели торжество «Золотые пары» – люди, которые прожили вместе 50–60 лет, выходили на сцену, им руководители города, был и мэр, вручали цветы и подарки, аплодировали. Еще я недавно работала на песенном конкурсе, в котором участвовали пожилые жители разных районов Москвы. Два года назад мы в парке «Кузьминки» с Валентином Дикулем провели первый всероссийский фестиваль скандинавской ходьбы. Это было очень интересно, было очень много людей. Представляете, какая активная жизнь?
– Как вы можете оценить идею о запуске пилотного проекта, связанного с активным привлечением пожилых москвичей к жизни города, которую поддержали городские власти?
– В нашем городе люди дольше стали жить, много одиноких людей. Некоторые не могут справиться со своим настроением, они скучают, смотрят в окно, родных у них не осталось или они далеко… Нужно помочь тем, кто в таком положении и еще не может найти себя, ими нужно заняться. Пение, танцы, изучение всех современных технологий, спорт, скандинавская ходьба – так много всего... В целом проект очень интересный, знаю, что его составные части обсуждались в Департаменте соцзащиты, а потом уже и у Сергея Семеновича. В этом проекте, описание которого мы изучали, предполагается многое сделать для пожилых горожан, и бюджет выделит на это деньги. В Москве так стараются занять этих людей, я тому свидетель.
– Планируете ли вы принимать какое-то участие в воплощении этого проекта?
– Я о себе и своей роли в нем пока и не думала, я поучаствовала в разговоре, оценила проект. Если я буду участвовать в его выполнении, если меня будут привлекать, пока позволяет здоровье, я смогу выступать как ведущая, как обычно. Пока настроение, силы и приглашения будут, я с удовольствием буду на них откликаться.
– Знаете ли вы о каких-то активностях для горожан старшего возраста, которые есть в других странах мира и могли бы быть приняты у нас?
– Меня довольно давно, когда я работала на телевидении, послали в Японию вести передачу «Говорить по-русски». Я уехала в 1973 году, вернулась в 1974-м – мы делали интересные передачи, я обучала японцев. На что я обратила внимание тогда во время поездок: там были полянки, дорожки, на которых японцы и японки пожилого уже возраста группами человек по 30 делали упражнения. Очень медленно, плавно поворачивали руки, ноги. Это была такая плавность, так красиво, они были не в спортивных костюмах, а в кимоно, как в кино. Как будто замедленная пленка – это была специальная гимнастика, которая служит укреплению здоровья. Думаю, у нас тоже уже такое можно проводить – Интернет позволяет перенять это или что-то подобное, например, йогу. Но в проект программы уже много всего включено: и оздоровительные, и образовательное программы, которые будут разрабатываться, доводиться до ума и внедряться на практике.
комментарии(0)