Мир новых технологий немыслим без умения с ними работать. Учить этому, если делать все по уму, надо прямо со школьной скамьи. Но чтобы научить чему-то другого, надо в первую очередь знать и уметь это самому. А вот с этим у нас проблемы. Не секрет, что по части овладения новыми технологиями даже учителя информатики и информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), не говоря о других предметниках, зачастую отстают от своих учеников, а значит, не могут вооружить их знаниями, необходимыми для высококвалифицированных специалистов эпохи цифровой экономики. Однако выход есть. Настало время поиска новых учителей ИКТ и модернизации этого школьного предмета, решили в Москве. И первый шаг в этом направлении уже сделан: в запущенной в столице олимпиаде «Новый учитель новой информатики. Перезагрузка» уже приняли участие три сотни педагогов – лидеров, с которых и начнутся глобальные перемены к лучшему.
По оценке главы столичного Департамента образования Исаака Калины, «школьная информатика – ИКТ по определению должна быть предметом, забегающим вперед. Однако на деле он пока не находится на уровне 2018 года. А значит, нужны перемены».
Их путь уже определен. Вначале поиск лучших, самых продвинутых педагогов-предметников. Затем распространение их опыта среди основной массы учителей информатики. А там и изменение самого предмета. С одной стороны, максимальное осовременивание. С другой – превращение его в более интересный и полезный для ребят. А главное, сокращение разрыва между фактическим и перспективно необходимым, реально востребованным содержанием школьного образования, что пока получается не всегда. Начало решению этих задач и должна положить олимпиада для столичных учителей информатики.
«Проект этот нелегкий, – признает Калина. – Условия олимпиады достаточно жесткие. Но те, кто ее пройдет, будут представлены городу как новые учителя нового предмета». И это ключевой момент: новая олимпиада, подчеркнул директор Московского центра технологической модернизации образования Александр Добряков, «должна создать новое профессиональное сообщество, которому предстоит утвердить новый подход к преподаванию этого предмета и создать новое содержание школьного ИКТ».
Критерии отбора участников олимпиады и правда жесткие: основное место работы – школа Москвы, учебная нагрузка по ИКТ в текущем учебном году не менее 18 часов в неделю, средняя зарплата в школе в первом квартале 2018 года – не менее 80 тыс. руб. в месяц. И это – лишь начало. Основные сложности возникнут при выполнении конкурсных заданий. А победитель на дату окончания олимпиады должен вдобавок быть лауреатом гранта за вклад в развитие проекта «Московская электронная школа» (МЭШ) либо войти в список получивших городскую надбавку за активное участие в развитии МЭШ в 2017/18 учебном году.
Впрочем, проект рассчитан не только на уже состоявшихся учителей информатики, но и на старшекурсников, подумывающих о работе в школе. Недаром, запуская олимпиаду, Калина поручил довести информацию о ней до студентов выпускных курсов технических вузов, которые могут стать новыми учителями новой информатики. «Надеюсь, что это будет способ превращения нашей информатики в интересный и полезный для школьников предмет», – особо подчеркнул глава департамента.
Сбор заявок на участие в олимпиаде завершился 26 января, а с 5 февраля по 10 апреля – очный этап: испытания в формате хакатона по различным направлениям. Проходить они будут в три тура: первый тур – «Программирование»; второй – «Робототехника» и третий – «Сценарий урока по информатике в МЭШ».
Критерии оценивания II этапа – один серьезнее другого. К примеру, в туре «Программирование» участникам предстоит разработать работоспособный алгоритм на языке программирования, способный пройти предложенные тесты. В туре «Робототехника» – разработать устройство, способное выполнить поставленную задачу. А сценарий урока по информатике должен полностью соответствовать критериям модерации урока в МЭШ. При этом к каждому следующему туру допускаются лишь участники, справившиеся с предыдущим заданием.
Сейчас, как уточнила одна из организаторов олимпиады Екатерина Дмитриева, эксперты как раз дорабатывают вопросы и задания. И суперлегкими они не будут, дала понять она. Но вот что любопытно: предстоящие сложности не отпугнули участников, а их число, по словам Дмитриевой, «даже превзошло первоначальные ожидания организаторов: было подано более 300 заявок, но из-за жестких критериев до участия в конкурсе было допущено чуть меньше».
Победители олимпиады получат возможность стать экспертами столичного «Темоцентра» (по совместительству) с ежемесячной доплатой к основной заработной плате в 30 тыс. руб., а школы – лидеры по числу победителей – оборудование для poбo-клaccoв, что называется, на зависть соперникам. Однако все это – пусть и очень приятные, но все же побочные эффекты проекта. Главная задача олимпиады, подчеркнула Екатерина Дмитриева, помочь учителям ИКТ работать по-новому: «Найти лучших педагогов, сделать их экспертами, равняться на них. Нам нужны лучшие из лучших – отсюда сложность условий: два этапа, три тура. Задача сообщества учителей ИКТ – создать новые практики обучения, дать возможность показать на конкурсе свои уроки и практики».
комментарии(0)