Сергей Собянин уверен, что общественный транспорт должен быть современным и удобным для горожан. Фото РИА Новости
Завтра исполнится семь лет с момента, как мэром Москвы стал Сергей Собянин – 21 октября 2010 года депутаты Московской городской думы утвердили его в должности градоначальника. Уже на первых встречах с горожанами новый мэр заявил, что наиболее острая проблема столицы РФ – транспортная. Ситуация была такой запущенной, что требовала скорейшего вмешательства и радикальных мер: пробки не позволяли горожанам пользоваться личным транспортом, а транспорт общественный не был готов к тому, чтобы выполнять возложенные на него задачи. Семь лет спустя после начала работы Собянина на посту главы города «Независимая газета» обобщила, чего команда градоначальника смогла добиться в модернизации системы пассажирского транспорта.
По открытой недавно новой трамвайной линии у Тверской заставы курсируют современные «Витязи». Фото агентства «Москва» |
В 2010 году Москва плотно стояла в пробках, которые были только симптомом целого ряда серьезных инфраструктурных проблем мегаполиса. В первую очередь, отмечали эксперты, трудности связаны с ошибками, допущенными при проектировании и строительстве дорог и развязок, а также с чрезмерным количеством машин на городских магистралях. Москвичи активно пользовались личными машинами для того, чтобы добираться по своим делам, и прежде всего – в центр столицы. Это было связано с тем, что горожане фактически просто потеряли возможность нормально перемещаться по городу на каком-либо виде общественного транспорта, кроме метро, из-за дорожных проблем, пробок, неудовлетворительного состояния подвижного состава, непродуманных маршрутов. В целом ездить в автобусах, троллейбусах и трамваях было непрестижно и некомфортно. Решать проблемы команда Собянина предполагала комплексно, модернизируя дорожную сеть, организуя для горожан новые возможности передвижения по городу и создавая такие условия на маршрутах, чтобы горожане в общественном транспорте не чувствовали себя людьми второго сорта.
Плюс три новых вида транспорта
Принципиальное изменение подхода к реформированию проблемной системы продемонстрировало создание в Москве нескольких новых систем общественного транспорта. Главное достижение и самый крупный инфраструктурный проект команды Собянина в этой сфере, бесспорно, Московское центральное кольцо (МЦК), открытое 10 сентября 2016 года. Мегапроект, который до начала реализации казался утопией, удалось выполнить в сжатые сроки. Два других не так впечатляют размахом, однако постепенно формируют у горожан совершенно новое мировоззрение, свойственное обитателю мегаполиса, который не обязательно приватизирует предоставляемые городом блага, а чаще берет их в пользование. Это столичные сервисы краткосрочной аренды машин (каршеринг) и велосипедов, которые продемонстрировали поразительные темпы роста популярности (см. графики), а их работа уже может быть образцовым примером для подобных сервисов многих мировых столиц. В среднем одним автомобилем каршеринга в день пользуются шесть человек, при этом на одном городском велосипеде совершается в день шесть поездок.
Поезда Московского центрального кольца перевезли за первый год работы 100 млн пассажиров. Горожане действительно уже привыкли к новому виду городского транспорта и активно пользуются им – ежедневно МЦК перевозит более 300 тыс. человек. В мае был сокращен интервал движения поездов, что позволило Центральному кольцу конкурировать по оперативности перемещения пассажиров с метрополитеном.
Сейчас на МЦК действует 31 станция, с шести из них можно пересесть на Ярославское, Казанское, Савеловское и Смоленское направления электричек. К 2018 году со станций Центрального кольца можно будет пересесть и на станции Горьковского и Курского направлений, а также на Октябрьскую железную дорогу. Кроме того, до конца следующего года добавятся еще пересадки на новые станции метро – на строящиеся сейчас «Шелепиху», «Хорошевскую», «Нижегородскую улицу» и «Окружную». Также будет открыта пересадка между станцией метро «Ботанический сад» и станцией «Ботанический сад» МЦК, действующая по принципу «сухие ноги», – то есть во время перехода пассажиры будут защищены от непогоды. Проект будет развиваться и в ближайшие два года будет создана связка МЦК с Третьим пересадочным контуром метро.
Московское центральное кольцо – новая система общественного транспорта столицы. Фото агентства «Москва» |
При этом Московский метрополитен, дополненный МЦК, не только не сдает позиции, но продолжает расширяться и совершенствоваться. С 2011 года новые участки были построены на Люблинско-Дмитровской линии (9 станций), на Калининско-Солнцевской линии (6 станций), Замоскворецкой линии (2 станции), Арбатско-Покровской линии (1 станция), Таганско-Краснопресненской линии (4 станции), Бутовской линии (2 станции), Сокольнической линии (3 станции) и на Третьем пересадочном контуре (5 станций). Первый участок этого контура от «Делового центра» до «Петровского парка» планируется открыть до новогодних праздников, всего же на этой самой протяженной линии метрополитена к 2020 году будет 31 станция. Всего в 2011–2017 годах будут введены в строй 64 станции, а также 121 км линий метро и МЦК. С 2011 по 2021 год планируется ввести 118 станций и 243 км линий метро и МЦК.
Обновленный наземный транспорт вышел на «Магистраль»
Еще один важный для города проект – новая маршрутная сеть «Магистраль». Он еще не раскрыл свой потенциал полностью, но уже заметно меняет складывавшуюся два десятилетия ситуацию. Еще недавно пассажиры, особенно в центре столицы, не могли рассчитывать на то, что транспорт будет ходить четко по расписанию и курсировать по рациональному маршруту, который учитывает современные потребности москвичей. В 2016 году стартовала первая очередь «Магистрали», а 7 октября 2017 года – вторая. Это позволило объединить 19 магистральных, 16 районных, 8 социальных, 11 ночных и круглосуточных маршрутов, продемонстрировав, что в Москве наконец-то можно создать надежную систему наземного общественного транспорта, которая будет отличаться пунктуальностью. Благодаря продуманной организации движения водители могут выдерживать интервалы движения, что позволяет пассажирам планировать свое время. Этому способствует распространение в городе полос, выделенных только для движения общественного транспорта, обновление парка работающих на маршруте машин, которым не грозят регулярные поломки. Теперь пассажиры могут следить за движением транспорта благодаря информационным табло, размещенным на остановках. Сами остановочные пункты тоже изменились – это павильоны современного дизайна, зачастую они позволяют зарядить телефон и подключиться к Интернету.
В последние годы обновление подвижного состава идет очень активно. За семь лет было закуплено 1915 вагонов метро, 6789 автобусов, 595 троллейбусов, 299 трамваев. В результате парк метровагонов обновился на 37%, автобусов – на 97%, троллейбусов – на 50%, трамваев – на 34%. Причем закупаются не старые машины с подновленным дизайном, а техника следующего поколения. Например, новые трамваи «Витязь» – низкопольные, менее шумные, с системой климат-контроля, берут на борт на 54% больше пассажиров, чем те, что работали прежде. Метропоезда нового поколения «Москва» с расширенными дверными проемами, кондиционерами, цифровыми информационными табло также вместительнее и способны перевозить на 15% больше пассажиров, чем старые модели.
В результате всего за год пассажиропоток на наземном транспорте увеличился на треть. К сегодняшнему дню маршрутами «Магистрали» пользуются 500 тыс. пассажиров в день. Среднее время ожидания автобуса в центре города уменьшилось в 2 раза - с 16 до 8 мин. Введение нужных горожанам маршрутов тоже добавляет популярности системе. Например, маршрутами Кремлевского кольца теперь пользуются 130 тыс. пассажиров, что в 1,5 раза больше, чем до 2016 года. «Магистраль» – это еще и новые для центра инфраструктурные объекты – пересадочные узлы, например, на Китай-городе, Калужской и Серпуховской площадях.
Сейчас в Москве действуют более 15 миллионов универсальных проездных карт «Тройка». Фото агентства «Москва» |
Вторая очередь «Магистрали» стала развитием первой части проекта и позволила улучшить целый ряд маршрутов, что помогает горожанам экономить время. Например, из-за особенностей устройства Садового кольца раньше его нельзя было пересечь на некоторых маршрутах: автобусам приходилось проезжать по кольцу, разворачиваться и возвращаться обратно. К сегодняшнему дню на Садовом эта проблема не актуальна, поскольку в ходе реконструкции магистрали по программе «Моя улица» проезды были спроектированы так, чтобы автобусы пересекали кольцо без разворота.
Для многих пассажиров, и особенно для гостей столицы, важна была понятная схема движения транспорта, которая также была создана заново. Теперь на ней обозначены остановки с привязкой к местности и основные улицы, достопримечательности, что помогает лучше ориентироваться даже тем, кто не очень хорошо знает город или нечасто пользуется наземным транспортом.
По столице на «Тройке»
Более 80% пассажиров используют для оплаты проезда в транспорте карту «Тройка» – еще одно новшество, появившееся с приходом в Москву команды Сергея Собянина. Сейчас в столице действует более 15 млн таких карт, что позволило на треть сократить очереди в кассы метрополитена.
Недавно в метро на станции «Пушкинская» и в сувенирных магазинах на станциях «Маяковская» и «Трубная» стали продавать яркие силиконовые браслеты с чипом «Тройки», которые можно использовать не только как украшение, но и как проездной билет. Пополнить баланс этого необычного проездного можно тем же способом, что и баланс обычной карты. Ситуация с оплатой проезда в общественном транспорте с 2011 года изменилась радикально. В прошлом осталась ограниченная линейка
По данным Департамента транспорта Москвы |
проездных, которые особенно были неудобны туристам, теперь горожане могут платить за проезд не только наличными, но и картами. А установка автоматов по продаже билетов позволила забыть о толпах, которые заполняли вестибюли станций подземки перед кассами в час пик. Если поначалу внедрение прогрессивных тарифов, таких как «90 минут», воспринималось как технологический прорыв, то сегодня уже никого не удивляет возможность оплаты проезда бесконтактным способом при помощи Samsung Pay, Apple Pay и даже билетом в смартфоне, действующим по технологии NFC.
А в начале нынешнего года в App Store и Google Play появилось мобильное приложение «Метро Москвы», которое могут скачать и жители мегаполиса, и туристы. Оно помогает построить нужный маршрут с учетом всех возможностей городского транспорта и пригородных электричек, прокладывая маршрут, вычисляя время в пути и даже приблизительно определяя стоимость поездки. Также сервис предоставляет пользователям карту, на которой можно найти перехватывающие парковки рядом с метро, и информирует о том, есть ли на них свободные места. Еще приложение позволяет пополнить баланс «Тройки» онлайн и посмотреть актуальные тарифы на проезд. Есть одна важная особенность: тем, кто установил приложение, приходят свежие сообщения о ремонтных работах, новых станциях, что позволяет оперативно корректировать маршрут. Программу уже скачали более 650 тыс. человек.
Москва ускоряется
По данным Департамента транспорта Москвы |
Статистика свидетельствует, что ситуацию с общественным транспортом удалось изменить к лучшему. Городские власти ориентируются на рейтинг известной международной компании TomTom, оценивающей степень загруженности городских магистралей. В Москве, несмотря на то что машин не стало меньше, показатели загруженности дорог уменьшились на 23% по сравнению с 2011 годом. Параллельно, согласно информации столичного Центра организации дорожного движения и компании «Яндекс», средняя скорость движения транспорта в российской столице в последние шесть лет увеличилась на 13%. В результате проведенных реформ все больше горожан пользуются разными видами общественного транспорта для того, чтобы перемещаться по столице. Если в 2010 году на метро, автобусе, троллейбусе и трамвае в час пик предпочитали ездить 63% жителей столицы, то в нынешнем году этот показатель составляет уже 70%. За семь лет количество горожан, полностью оплачивающих проезд, то есть активных, работоспособных горожан, в общественном транспорте стало в 1,5 раза больше, это количество увеличилось с 1 млрд 928 млн до 2 млрд 879 млн.
«Количество пассажиров общественного транспорта с каждым годом растет, а не падает, как было в предыдущие годы, – отметил Сергей Собянин на недавнем заседании президиума Государственного совета. – Поэтому основные инвестиционные вложения Москвы – именно в транспортную инфраструктуру». На программу «Развитие транспортной системы» в бюджете-2018 запланировано 542,3 млрд руб., больше, чем на какие-то другие отдельные проекты, фигурирующие в Основном финансовом документе столицы.