Фото агенства городских новостей "Москва"
В Москве 24 мая стартовал конкурс, который позволит отобрать архитектурные концепции модернизации территорий, где будет действовать городская программа реновации жилищного фонда. Вице-президент Союза московских архитекторов, глава архитектурно-градостроительной компании «Яузапроект» Илья ЗАЛИВУХИН рассказал журналисту «НГ» Александру МАЛЫШЕВУ о том, какими должны быть районы, которые появятся на месте хрущевок, и о том, почему комплексная застройка не обязательно сопровождается тотальным сносом.
– Илья Вячеславович, какими, по вашему мнению, должны быть районы, которые появятся на месте снесенных домов? Многие архитекторы предлагают сделать ставку на квартальную застройку, оправданно ли это?
– Чтобы принять то или иное проектное решение, сначала нужно дождаться результатов голосования жителей домов, которое сейчас идет. Каждый район реновации будет индивидуален, ведь индивидуальным будет желание жителей оставить тот или иной дом. Кроме того, там должны быть сохранены имеющиеся зеленые насаждения, а в некоторых районах – исторические архитектурные объекты, сложившиеся места отдыха, привычные жителям. Сейчас можно говорить лишь о некоторых общих принципах развития будущих территорий. Например, о необходимости увеличения уличной сети, потому что в существующих микрорайонах она слабо развита, там много тупиковых проездов. Типология застройки должна быть как можно более разнообразной. Не одинаковые, а разные дома – начиная от таунхаусов и до высотных многоквартирных домов. Возможны высотные акценты в виде башен, с магазинами на первых уровнях, далее – офисы, социальное жилье, элитное жилье на верхних этажах. Плотность застройки и ее типология должны определяться в зависимости от расположения территории реновации в городе. Некоторые территории расположены в тихих зонах далеко от метро, и плотность после реновации в них должна быть меньше. На территориях, расположеных близко к метро, станциям железной дороги, плотность может быть увеличена. Программа реновации дает возможность изменить город в лучшую сторону и сделать его полицентричным, создать новые точки роста, используя принцип «жить, работать и отдыхать в одном месте».
– Для стимулирования полицентричности города до программы реновации планировалось активнее использовать развитие промзон. Насколько это актуально сегодня или проект сноса пятиэтажек оказался важнее?
– Это две параллельные программы. Ведь обе они, по сути, программы реновации Москвы. Город должен полноценно развиваться, и территории с ветхим жилым фондом, места, где отсутствует развитая инфраструктура, территории заброшенных заводов, технические зоны надо активно осваивать. Программа развития промзон не будет остановлена, это просто другое направление развития.
– Поскольку жители некоторых домов могут отказаться от их включения в программу реновации, в одном районе рядом должны будут уживаться старые панельные пятиэтажки и новые дома. Как архитекторам совместить их и при этом создать комфортное пространство?
– Есть мировой опыт реновации районов социального жилья, особенно в Голландии: часть домов сохраняется и реконструируется, часть сносится. И многоэтажные башни, и таунхаусы при правильном проектировании друг с другом сочетаются. Но только при комплексном анализе и последующем проектировании можно грамотно учесть, что должно быть снесено, что оставлено, где нужно надстроить здание, где отремонтировать фасады. Комплексная застройка ни в коем случае не подразумевает тотальный снос жилья. Комплексное проектирование, наоборот, подразумевает единый проект, в том числе предполагающий сохранение и ремонт зданий, а также строительство новых зданий и благоустройство общественых пространств. Это комплексный подход, а не комплексный снос.
– Как впишутся проекты иностранных проектировщиков в российские реалии?
– Сейчас уже проходит первый этап конкурса и идет отбор команд. Он предполагает наличие у иностранных проектировщиков московского бюро-партнера. Это гарантирует понимание иностранными участниками российских нормативов застройки, знание законов и норм. Они будут предлагать что-то свое, рассчитывая, что это впишется в нашу реальность, в экономику проекта. Но мне хотелось бы, чтобы было больше московских команд и участников, поскольку нам нужно развивать свою градостроительную школу.