Фото агенства городских новостей "Москва"
При выявлении мнения горожан по поводу того, нужно ли включать тот или иной дом в программу реновации, необходимо ввести персонифицированное голосование в двух вариантах с несколькими ступенями верификации. Такие рекомендации московскому правительству были выработаны вчера на круглом столе в Высшей школе экономики. Эксперты также предложили сделать результаты опроса доступными всем жителям дома, чтобы соседи могли быть уверены в честности голосования.
Обсуждение системы, которая потребуется для учета горожан, началось не случайно. Госдума на минувшей неделе приняла в первом чтении проект закона о программе реновации жилья в Москве, в рамках которой будет организован снос ветхих хрущевок и переселение их жителей в новые квартиры. Программа реновации предусматривает расселение и снос пятиэтажных домов 1950–1960-х годов постройки. Городские власти уже начали консультации с горожанами в управах и префектурах, а также провели масштабный телефонный опрос – более 300 тыс. квартир – для того, чтобы выяснить их отношение к реновации, сообщил руководитель Департамента информационных технологий Москвы Артем Ермолаев. По его словам, первичное мнение у властей сформировано, однако для того, чтобы принять решение о том, включать ли дом в программу, нужно провести полноценное голосование, результатам которого жители смогут доверять. Причем голосование планируется организовать в двух формах: в Интернете и многофункциональных центрах госуслуг (МФЦ) «Мои документы».
При голосовании в Интернете москвичу нужно будет пройти полную идентификацию на базе городского портала «Активный гражданин». «Сначала нужно будет найти свой дом в списке адресов, указать сведения о себе – фамилию, имя, отчество, дату рождения, паспортные данные, – рассказал Артем Ермолаев. – Далее мы попросим указать то, что в мире называется уникальный код, а мы берем СНИЛС – 11-значный код. Выяснив, кто намерен голосовать, надо определить отношение этого человека к квартире. Здесь будет двухуровневый способ верификации – гражданину необходимо будет указать номер лицевого счета, который указан в «жировке» или Едином платежном документе. Кроме этого, мы попросим указать номер свидетельства о регистрации права собственности». После того как москвич ответит на нужные вопросы, около четырех дней уйдет на верификацию его данных в различных ведомствах, а после этого он получит ответ, что его голос учтен. После окончания голосования результаты будут доступны в Интернете – каждый, кто принял участие в процессе, получит электронный код, с помощью которого можно будет проверить, правильно ли был учтен его голос. Офлайн москвичи смогут проголосовать в МФЦ, предъявив для этого вышеперечисленные документы.
Руководитель практики по оказанию услуг государственным органам и компаниям государственного сектора PricewaterhouseCoopers Кирилл Никитин отмечает, что крупнейшие города мира регулярно проводят онлайн-опросы по важным темам – при помощи мобильных приложений, специальных сайтов и разделов госпорталов. «Из 17 рассмотренных городов пять – Москва, Сеул, Барселона, Мадрид и Париж – имеют постоянные площадки для голосования, – отметил эксперт. – Московский кейс по использованию «Активного гражданина» для выявления предпочтений граждан является беспрецедентным по масштабу, поскольку в других городах такие средства использовались для выявления предпочтений по локальным проектам. В большинстве случаев требования к верификации участников опроса невелики – регистрация через соцсети, аутентификация на портале, данные сотовых телефонов. Чем в большей степени речь идет о деньгах и имуществе, тем больше возрастают требования к достоверности голосования и используются различные методы обеспечения достоверности голосования».
Эксперты рекомендовали московским властям дать жителям дома возможность проверить, какой выбор сделали их соседи, что позволит избежать сомнений в честности подсчета голосов. «Нужно предпринимать «специальные мероприятия» для того, чтобы повысить доверие населения к результатам голосования, – говорит гендиректор Всероссийского центра общественного мнения Валерий Федоров. – Я поддерживаю идею о том, чтобы дать доступ жильцам дома к информации о том, кто как голосовал. Ссылки на то, что наше законодательство требует тайного голосования, приняты во внимание быть не могут, поскольку у нас в принципе по закону не предусмотрено голосования по подобного рода вопросам».
Позицию горожан обещают обязательно учесть. «Переселять и сносить планируется только те кварталы, где большинство граждан согласятся и скажут, что это необходимо, – отмечает председатель Москомархитектуры Юлиана Княжевская. – Не стоит задача массово включать в программу все пятиэтажные дома первого периода индустриального градостроения под одну гребенку. Нужно включить в нее только те дома, в которых жители говорят: да, мы согласны переселиться. Сегодня в Москве необходима не точечная застройка, а новая, качественная городская среда. Нужно формировать новую комфортную квартальную территорию».
«Нужно отметить экономический аспект программы реновации, – отмечает главный редактор «Независимой газеты» Константин Ремчуков. – Снос 25 миллионов квадратных метров жилья и строительство примерно такого же, а возможно, большего количества нового, дает чисто арифметически объем государственного заказа на 4 триллиона рублей. Все, кто занимается экономикой, знают, что в таких проектах, когда есть такой спрос государства на перемены, происходит через мультипликаторы генерирование частного спроса и предложения в два-три раза. Фактически реализация программы реновации – это создание на годы вперед самостоятельного источника роста экономики в Москве».