На фото Александр Митичкин. Фото сайта Городской клинической больницы им. Ф.И. Иноземцева, г. Москва
За последние пять лет в системе здравоохранения Москвы произошло много изменений: модернизируются стационары, меняются подходы к оказанию медицинской помощи, высокие технологии становятся доступнее. Главврач клинической больницы им. Ф.И. Иноземцева Александр МИТИЧКИН рассказал журналисту «НГ» Алексею Портнову о том, как нововведения отразились на клинике, и о тех уникальных операциях, которые теперь могут проводить ее специалисты.
– Александр Евгеньевич, что изменилось в работе вашей клиники за последние годы?
– Перемены в системе здравоохранения Москвы дают нам возможность спасать больше пациентов, подавляющее большинство которых в нашу клинику привозят бригады скорой помощи в тяжелом состоянии. С 2015 года в городе ведется системная работа по погружению высокотехнологичной медицинской помощи в систему обязательного страхования. Например, эндопротезирование сейчас уже не элитный, а доступный вид помощи.
Региональный сосудистый центр (РСЦ), который работает в нашей больнице, вошел в состав инфарктной сети и теперь в структуру формирующейся «инсультной». Сюда поступают пациенты с сосудистыми катастрофами. Вся экстренная, в том числе высокотехнологичная помощь оказывается мультидисциплинарной бригадой специалистов в течение «золотого часа», когда помощь врачей максимально эффективна, а риск получить инвалидность – минимален. В прошлом году в РСЦ наши специалисты выполнили 24 тромбоэкстракции при ишемическом инсульте, провели 9 операций по поводу мальформаций сосудов головного мозга, 11 операций при глубинных кавернозных ангиомах, включая ствол головного мозга. В наш ожоговый центр поступают пострадавшие со всей Москвы, многих доставляют на вертолете. В прошлом году мы пролечили здесь более 1,3 тыс. пациентов. Наши специалисты владеют современными технологиями лечения, включая выращивание новых клеток кожи в специальных условиях.
В целом за пять лет количество людей, которые получили в нашей клинике медпомощь, увеличилось на 20%, а летальность стала на 30% ниже.
– Какие новые технологии используются вашими врачами?
– Наша клиника – база для 14 кафедр ведущих медицинских вузов страны. У нас проводится множество научных исследований, которые внедряются в практику лечения. Например, 3D-моделирование при эндопротезировании, что позволяет максимально минимизировать объем и длительность операции.
Наши специалисты проводят операции с минимальным хирургическим вмешательством, что сокращает травматизацию, уменьшает косметический дефект и способствует более быстрому восстановлению пациента. Мы проводим реконструкцию костей лицевого скелета (разрезы делаются в складках век), операции остеосинтеза суставного отростка нижней челюсти (со стороны полости рта под контролем эндоскопа). В центре эндокринной хирургии врачи через очень маленькие разрезы в подмышечных впадинах удаляют пораженную часть щитовидной железы. Операция проводится с помощью специального прибора – ультразвукового диссектора.
В офтальмологическом центре больницы выполняются очень редкие реконструктивно-пластические и оптико-реконструктивные операции при травмах глаза и его придаточного аппарата, в том числе с пересадкой свободных лоскутов, пластикой орбитальным имплантатом, имплантацией интраокулярной линзы.
Сосудистые хирурги делают гибридные операции при многоэтажном поражении артерий ног – восстанавливают кровоток на нескольких сегментах артерий при минимальном хирургическом вмешательстве. Недавно врачи отделения хирургии сосудов головного мозга провели первую в Европе роботизированную операцию трансорбитальным кей-холл-доступом (через «замочную скважину», то есть минимальный разрез) – они устранили мешотчатую аневризму и спасли больному жизнь. Успех наших специалистов оценил мэр Москвы Сергей Собянин.
– Как на клинику повлияло развитие системы ОМС?
– После введения системы обязательного медицинского страхования больницы стали получать деньги не за количество коек, а за число пролеченных пациентов. Финансирование теперь напрямую привязано к качеству оказания медицинской помощи. Московский фонд ОМС постоянно актуализирует тарифы на оказание медицинской помощи. За два года они изменились в лучшую для больницы сторону: те тарифы, которые мы используем чаще всего, выросли почти в два раза, они покрывают необходимые на лечение расходы.
– Насколько ваше учреждение самостоятельно в принятии финансовых решений и чем вы руководствуетесь?
– Медицинским организациям предоставляется возможность самостоятельно проводить закупки и корректировать объемы заявок с учетом потребностей. В то же время клиника может закупать лекарственные препараты в том объеме, который требуется. Также у больницы есть внебюджетная деятельность, то есть такая, которая не входит в систему ОМС, – у нас это около 10% годовых поступлений. На эти средства мы также можем приобретать оборудование.
– Как вы видите дальнейшее развитие клиники?
– Большое внимание в столичной медицине сегодня уделяют вопросу медицинской реабилитации. Например, реализуется программа трехэтапной медицинской реабилитации пациентов с тяжелыми заболеваниями. У нас большие планы, связанные с капремонтом третьего корпуса больницы – он как раз предназначен для проведения реабилитации пациентов после инсультов, травм головы, крупных суставов. Надеемся, что создание такого отделения в многопрофильном стационаре позволит оказывать медицинскую помощь в больших объемах наиболее тяжелым больным, требующим совместного ведения врачами разных специальностей.