В Зеленом театре ВДНХ агитаторов за работу поблагодарили члены партийного списка ЕР во главе с Сергеем Собяниным. Фото Дениса Гришкина
Политические партии активизировали агитацию, ведь до дня голосования – 18 сентября – менее месяца. В Москве на улицах все чаще попадаются агитаторы с партийной литературой, наиболее крупные акции организовали ЛДПР и ЕР. Либерал-демократы в День государственного флага устроили митинг на Пушкинской площади, на котором выступил их лидер Владимир Жириновский. А единороссы в Парке Горького собрали молодых активистов, с которыми общался лидер московского списка на выборах в Госдуму Сергей Собянин.
Сторонники либерал-демократов, по подсчетам самих партийцев, собрали на Пушкинской площади около 5 тыс. человек, перед которыми выступили Владимир Жириновский и депутаты Госдумы из фракции ЛДПР. Жириновский оценил происходившие 25 лет назад события, заявив: «В августе 1991 года никто, кроме ЛДПР, не вышел защищать страну. Причем не коммунистов, не КГБ или армию, а именно страну. Весь народ потерял волю к действию, и в итоге появилось 15 новых государств. Ни одна мировая война не имела таких результатов». По словам лидера партии, однопартийный режим погубил Советский Союз.
А единороссы в Парке Горького собрали около 3 тыс. молодых активистов, которых благодарил за активную работу Сергей Собянин. Ранее в ходе неформальной встречи с участниками форума сторонников ЕР в Зеленом театре ВДНХ он заявил, что в Москве, в России созданы уникальные возможности для свободного выбора: «На избирательных участках стоят КОИБы, видеокамеры, сонмище наблюдателей. Нет никаких опасений за честность подсчета голосов». Кандидаты ЕР отмечают важность новых форматов агитации. «Мы проводим так называемые дни безопасности, куда приходят взрослые, дети, учащиеся. Важно, что народ идет на эти встречи, народ говорит о проблемах, и мы их слушаем и уже сейчас доводим до власти», – считает Иван Тетерин. Депутат Госдумы Николай Гончар отметил, что в этот раз кампания качественно другая: «Главная предвыборная стратегия «Единой России» – это открытый и прямой диалог с избирателем, не через билборды и медийные поводы. Так называемая работа в поле или на земле. Только так можно установить прямой контакт с избирателем, разобраться в повестке дня. Это сложнее, чем изготовить рекламную продукцию или выступить на телевидении».
Другие партии также подчеркивают важность прямого контакта с избирателями. «Мы проводим встречи с избирателями, различные мероприятия, например 18 августа устроили большую презентацию нашей программы для избирателей, – отмечает председатель московского отделения «Патриотов России» Сергей Глотов. – Ролики наши готовы, но в первую очередь надо разговаривать с людьми. Агитация, связанная с непосредственным общением с избирателями, – она самая действенная».
Председатель ЦК «Коммунистов России» Максим Сурайкин говорит, что партия старается использовать все методы агитации, не требующие серьезных вложений: «Это прежде всего использование всех газетных площадей, теле- и радиоэфиров, которые нам обязаны предоставить по закону бесплатно как в рамках избирательной кампании в Госдуму, так и в рамках региональных кампаний. Практически вся территория страны у нас покрыта одномандатниками, и каждый из них имеет право на свои печатные площади, на которых он будет размещать агитацию и пропаганду за партию». Там, где большие партийные организации – «патриоты» будут использовать поквартирные обходы, – агитация от двери к двери, где небольшие партячейки – будут надеяться на работу в соцсетях.
«Как непарламентская партия мы не можем себе позволить большие бюджетные расходы на агитацию, – отмечает руководитель пресс-службы «Родины» Софья Черепанова. – Поэтому мы всегда подходим с точки зрения: эффективность–качество–цена. Один из приоритетов нашей работы – это работа с избирателями в поле. Это не поквартирный обход, а встречи с людьми, понимание их проблем, срез проблематики, с которой работать, наказы избирателей для кандидатов. Все это, естественно, нами отрабатывается. Наиболее эффективная форма агитационной работы – комбинированная. Но безусловно, люди обязательно в приоритете».
Председатель «Справедливой России» Сергей Миронов рассказал, что настроения и проблемы граждан позволяет понять интернет-приемная политика. За июль к СР через Интернет обратилось около 2 тыс. человек. «Более 200 писем поступило от тех, кто нуждается в улучшении жилищных условий, – сообщил Миронов. – За помощью обращаются многодетные семьи, жильцы аварийных домов, молодые семьи, проживающие в съемных квартирах. Кроме того, пишут о том, что значительные материальные трудности не позволяют многим семьям скопить сумму, необходимую для подготовки ребенка к школе. О тяжелом финансовом положении рассказывают и наши пенсионеры».
Как уже сообщала «НГ», «Гражданская платформа» по федеральной баннерной программе уже забронировала более 200 рекламных щитов по всей стране, в основном в крупных городах. Подготовлена агитационная брошюра с текстом предвыборной программы, а также политическими и экономическими лозунгами, с которыми партия идет на выборы: «Россия без олигархов!», «Нет ельцинизму!», «Свое дело – работа для многих», «Меньше банков, больше заводов», «Кормильцы семей, объединяйтесь».
«Избирательная кампания в Москве идет в соответствии с требованиями, которые выдвинуты администрацией президента, – это конкурентность, открытость, честность и легитимность, – говорит политолог Павел Данилин. – Это подтверждают два ярких примера. Первый: спокойно зарегистрирован абсолютно несистемный игрок Мария Баронова, идущая на выборы при поддержке Михаила Ходорковского. И второй пример: отказ в регистрации Александра Закондырина, муниципального депутата. Он не смог собрать нужного количества подписей. «Единая Россия» в Москве первая сделала ставку на прямую агитацию, работу «в полях», так сказать, первая пошла по подобному пути, и масштабы агитационной сети «Единой России» впечатляют. Посмотрим, к чему это приведет».