Движение по Тверской сегодня не менее оживленное, чем до реконструкции улицы. Фото агентство «Москва»
Тверскую улицу, реконструкция которой досрочно завершилась на днях (см. «НГ» от 26.07.16), осенью ждут новые изменения. В октябре в специально подготовленные на тротуарах пространства будут высажены взрослые липы. Главная столичная магистраль, по которой уже открыто полноценное движение, сильно изменилась, не лишившись при этом своей важнейшей, транспортной, функции.
Липовые аллеи, вырубленные в начале 1990-х годов, вернутся на Тверскую по просьбам москвичей. Всего будет высажено 92 взрослых дерева, которые разместят в специально приготовленных для них местах, огражденных бордюром. Эти бордюры должны будут защищать от грязи и реагентов корни деревьев и почву, где будут расти липы. Пока в пространствах, в которых в октябре появятся деревья, временно высажены цветы. «Идеальное время для высадки деревьев из грунта – осень (период окончания вегетативных процессов, начало опадания листвы) и весна (до наступления процессов жизнедеятельности растения), – поясняет руководитель «Питомника Савватеевых» Ирина Савватеева. – Лучший момент – с сентября до середины октября, а с комом земли можно высаживать и весь ноябрь. Самое главное для саженца – хороший полив и капитальная обрезка после высадки».
«Оптимальное состояние для дерева, предназначенного для пересадки, – период покоя, вне периода вегетации, – отмечает генеральный директор ООО ЭЦ «Экопочва-ЛД» Алексей Петелин. – Длится он с момента листопада и до распускания почек. То есть это осень и весна. Кроме того, летняя пересадка не рекомендована для крупномерных деревьев».
Однако липы – не единственное новшество на Тверской. Руководитель ГБУ «Автомобильные дороги» Александр Орешкин заявил, что впервые на отреконструированной части магистрали – от Моховой улицы до Пушкинской площади – асфальт уложен единым ковром, без спаек. Это, по словам специалиста, позволит служить покрытию дольше, ремонт ему не потребуется по меньшей мере три года. Уложенное дорожное покрытие состоит из нескольких слоев. Нижний – крупнозернистая асфальтобетонная смесь толщиной 6–7 см. При этом для усиления покрытия дорожники использовали геосетку из полимерных волокон – трещинопрерывающий полиэфирный материал с нетканой подложкой, пропитанной битумом. Такая армирующая сетка позволяет увеличить срок эксплуатации нижнего слоя дорожного покрытия, поскольку укрепляет покрытие и препятствует его разрывам. Затем был уложен еще один, верхний слой толщиной 6 см – из асфальтобетонной щебеночно-мастичной смеси, приготовленной с полимерно-битумным связующим компонентом. Через несколько дней, когда с нового асфальта сойдет тонкая пленка битума, на дорогу нанесут всю необходимую разметку. По технологии этот срок выдерживается для того, чтобы термо- или холодный пластик разметочных линий лучше сцеплялся с покрытием.
При этом асфальт был уложен не просто на место старого – с 1 по 12 июля сотрудники «Автомобильных дорог» занимались исправлением профиля улицы. Как отмечают эксперты, при предыдущей реконструкции улицы, в конце 30-х годов XX века, строители также занимались подобным делом, причем тогда максимальная толщина снятого слоя дорожного покрытия и грунта достигала 1,5 м. В этот раз, по расчетам геодезистов, также были определены участки, на которых нужно было снять слой асфальтобетонного покрытия. В некоторых местах дорожникам пришлось заглубляться на 45 см. Под контролем технического надзора на проезжей части в результате создавался уклон, который позволяет отводить осадки с асфальта. Для того чтобы отведенная вода не оставалась на Тверской, на реконструированной части улицы также была полностью изменена структура ливневой канализации – водоприемные решетки были установлены исходя из расчетов геодезистов, чтобы избежать застоев воды.
На Тверской в ближайшее время еще будут вестись некоторые работы – например, на улице разместят удобные современные остановки с бесплатным Wi-Fi и электронными табло с расписанием общественного транспорта. Кроме того, до конца августа предстоит закончить благоустройство Вознесенского, Газетного и Никитского переулков, которые объединят в единое пешеходное пространство Тверскую и Большую Никитскую улицы. А завершение работ на Моховой и Охотном Ряду свяжет обновленную Тверскую улицу с Красной площадью и Никольской.