На Новом Арбате планируют посадить 180 деревьев. Фото Анны Аничковой
Весной 2016 года в Москве стартует второй этап программы благоустройства улиц и городских общественных пространств «Моя улица». О планах на предстоящий сезон масштабного обновления российской столицы вчера рассказали заместитель мэра Москвы по вопросам жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Петр Бирюков, заместитель мэра Москвы по вопросам транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры Максим Ликсутов, а также партнеры проекта.
Программа «Моя улица» – крупнейший со времен московской Олимпиады 1980 года проект благоустройства города, который определит его облик до середины нынешнего века. Важные цели проекта – упорядочить парковочное пространство и сделать московские улицы более узнаваемыми и более доступными для пешеходов. Проект предусматривает концептуальное преобразование центра Москвы, начатое в прошлом году. Этим летом новый облик появится у 59 улиц, переулков, проездов, в том числе у въездов нескольких шоссе. Будут преобразованы улицы Тверская, Таганская, Большая Якиманка, Моховая, Новый Арбат, Кремлевская набережная, часть Бульварного и Садового кольца. В 2015 году так же комплексно городские власти благоустроили 46 улиц столицы.
По словам Петра Бирюкова, концепция программы «Моя улица» включает несколько принципиальных моментов. Один из главных – возвращение в центр города деревьев и другой зелени. Специалисты подсчитали, что сегодня в центральной части Москвы зеленые насаждения занимают 2 кв. м на человека, тогда как в других районах – 40 кв. м на человека. Зеленой аллеей станет Новый Арбат – здесь планируют посадить 180 деревьев на тротуарах и между парковочными пространствами. При этом авторы проекта планируют озеленить обе части улицы. На Тверскую на место вырубленных в 1990-е годы вернутся липовые аллеи, а на Садовое кольцо – сады: 1500 новых деревьев. В целом в центре Москвы появятся 2,2 тыс. деревьев и около 20 тыс. кустарников. По расчетам, они смогут удерживать около 45 т пыли в год.
Другой важный момент – использование тротуарной плитки как альтернативы асфальтовому покрытию. По словам Петра Бирюкова, плитка – не только более долговечный материал, но и более экологичный. Сроки службы плитки – 50–60 лет, асфальтового покрытия – пять лет. При этом плитка примерно в два раза меньше нагревается в жаркую погоду и не выделяет такого количества канцерогенных веществ, как асфальт.
«Асфальт выделяет около 1 млн т канцерогенов в год и повышает температуру воздуха на 4–5 градусов по сравнению с территориями за МКАДом, – говорит Бирюков. – В городе сегодня 167 млн кв. м твердых покрытий, из них плиткой занято только 3 млн кв. м, а это всего 1,3%, а не вся Москва, как может показаться. Кому-то нравится асфальт, кому-то – плитка, но долговечность и экологичность покрытия из плитки говорят в ее пользу».
Преобразована будет и система ливневого стока в центре Москвы. Как и в случае с озеленением, центральная часть города по сравнению с периферией обеспечена системой стока на 20% хуже, или всего на 60%. При этом система рассчитана на средний уровень осадков, а полностью перекладывать коммуникации в центре города, как и строить насосные станции, невозможно. Проблему городские власти планируют решить за счет уклона тротуаров на 1,5–2%, обустройства дождеприемников на тротуарах и увеличения количества зеленых насаждений для естественного дренажа.
Как и в 2015 году, в нынешнем проект «Моя улица» также предусматривает оптимизацию транспортных потоков. По словам Максима Ликсутова, в 2015 году на реконструированных в рамках проекта улицах в 2–7 раз выросло число пешеходов и на 67% сократилось число ДТП. Кроме того, по итогам проекта на 15% увеличилось число мест в общественном пассажирском транспорте. Что касается намеченной в этом году оптимизации троллейбусного движения, то, заверил Ликсутов, ни один из действующих маршрутов отменен не будет: троллейбусы на них заменят на современные автобусы, а парк с этих маршрутов – а это 89 единиц – добавят на другие маршруты. На Садовом кольце троллейбусы будут ходить по-прежнему.
«В ближайшие годы город закупит 526 новых троллейбусов и 180 трамваев, – говорит Максим Ликсутов. – Поэтому к 2019 году число мест в общественном пассажирском транспорте увеличится на 25 тыс.».
В целом на благоустройство по программе «Моя улица» в 2016 году городские власти потратят 22,4 млрд руб. (21,6 млрд руб. в 2015 году).