Площадь у Савеловского вокзала в нынешнем году пришлось очищать от самостроев. Фото PhotoXPress.ru
В Москве только в нынешнем году госорганами выявлено более 2500 самовольных построек. Начиная с 90-х годов прошлого века ларьки, кафе, павильоны как грибы вырастали по всей столице – у метро, в парках, на исторических площадях и бульварах. И до сих пор самострои не только уродуют лицо города, но и создают серьезную угрозу безопасности, о которой москвичи подчас даже не подозревают.
Чаще всего самовольные постройки – это всевозможные ларьки или кафешки. Казалось бы, какую угрозу может представлять киоск с шаурмой или стекляшка, где торгуют цветами? Однако подавляющее большинство самостроев возводится с нарушением всяких требований безопасности. Зачастую – прямо на городских коммуникациях. К примеру, по данным городских властей, двухэтажный магазин на Адмирала Макарова, 45 или ресторан на Пришвина, 26 располагаются в непосредственной близости от газопроводов высокого давления. В случае аварии эти заведения могут взлететь на воздух вместе с посетителями и прохожими.
Самострои также ставят на теплотрассах и водопроводах, как, например, кафе на Варшавском шоссе, 135. Мало того, что возможная авария угрожает жизни клиентов. Из-за самовольных построек ее последствия быстро не устранить, ведь доступ к коммуникациям заблокирован объектом. Весь район будет сидеть без воды и отопления до тех пор, пока объект не снесут, уже в экстренном порядке.
Самовольные постройки – легкие мишени для пожаров. Обычно их строят на скорую руку из дешевых легковоспламеняющихся материалов, без соблюдения технологий и требований пожарной безопасности. К тому же самострои зачастую годами не ремонтируются: и без того шаткая конструкция может обрушиться в любой момент, похоронив под своими обломками посетителей.
Еще один аспект – самострои часто возводятся возле станции метро, иногда непосредственно примыкая к территории подземки. К примеру, двухэтажная постройка на площади Савеловского вокзала находится в технической зоне метро и на электросетях. В вестибюль станции метро «Сокол» также встроен двухэтажный самострой с круглосуточной торговлей. С учетом возрастающей угрозы терроризма подобные объекты – идеальные приманки для преступников. Ведь в отличие от метро доступ к ним никто не контролирует: намного легче «забыть» сумку со взрывчаткой на прилавке ларька, нежели в вестибюле подземки. А людей пострадает не меньше.
Самовольные постройки зачастую создают угрозу ДТП, занимая собой практически весь тротуар и выталкивая пешеходов на проезжую часть. Особенно опасны подобные ситуации вблизи перекрестков, остановок общественного транспорта, улиц с оживленным движением.
Кроме того, самострои искажают исторический облик города: уже сложно вспомнить, как без них выглядели вход на станцию метро «Чистые пруды» или здание «Известий» на Тверской улице. Объекты часто занимают территорию парков и природоохранных зон. К примеру, не так давно городские власти предписали ликвидировать три незаконные складские постройки в Нагатинской пойме и строящийся апарт-отель с фитнес-центром в Битцевском парке.
Происхождение и назначение некоторых самовольных построек вообще отследить затруднительно. Владельцы передают их в аренду и субаренду без оформления договора, в результате подобных теневых схем никто не отвечает ни за безопасность, ни за работу объекта. Например, самострой на территории парка Фили огорожен забором. Судя по вывеске, это «Детский клуб по интересам», но местные жители никогда не видели там ни детей, ни родителей, а все их попытки узнать, что на самом деле находится на территории, пресекала частная охрана.
Столичные самострои по большей части – наследие 90-х, активная борьба с ними началась несколько лет назад. Больше всего таких построек (около 21%) находится в Центральном округе Москвы, на юге города (12%) и на востоке столицы (11%). В 2013 году сотрудники Госинспекции по контролю за использованием объектов недвижимости Москвы выявили в городе 723 объекта самостроя, в 2014-м – еще почти 1200, в этом году – уже около 2500 таких построек.
Городские власти взяли ситуацию под контроль и активно очищают город от самостроев. За два года в столице демонтировали свыше 1200 объектов, очистив 425 тыс. кв. м городской земли, которую благоустроили и сделали комфортной для москвичей (разбили клумбы, проложили дорожки). К примеру, в начале октября снесли торговый павильон в 160 кв. м возле станции метро «Печатники»: как и 96% других ликвидированных объектов, этот был возведен при отсутствии права собственности на земельный участок.
С 1 сентября бороться с самостроем городским властям стало проще. Госдума приняла закон, ужесточающий ответственность за самовольное строительство.
В соответствии с федеральными изменениями в столице приняли упрощенный порядок борьбы с самостроем. Сначала объекты включают в перечень самовольных построек. Не позднее семи дней после этого Госинспекция по недвижимости должна установить владельца самостроя. Если это удается, ему направляют решение о сносе и сроке демонтажа (от 2 до 12 месяцев со дня включения в перечень, в зависимости от высотности и площади постройки). Если владельца объекта не удается найти, то через два месяца строение демонтирует префектура. Подобный алгоритм быстрого реагирования позволяет надеяться, что проблему самостроев в Москве, как и сами незаконные постройки, удастся полностью ликвидировать в ближайшее время.
Согласно законодательству, самостроем считаются объекты, возведенные без разрешения на строительство или же с нарушением градостроительных норм и правил. А также постройки, у владельцев которых нет права на земельный участок. Изменения в федеральном законодательстве позволили местным властям принимать решение о сносе самовольной постройки, если она находится в зоне с особыми условиями использования территорий (например, в санитарно-защитной или зоне охраны объектов культурного наследия), на территории общего пользования (к примеру, возле остановки или на берегу реки) или в полосе отвода инженерных сетей.